К кому обращены слова имамов «достоверный хадис — это мой мазхаб»?

26.09.2017 | 17124

معنى : إذا صح الحديث فهو مذهبي

Пояснения большими учеными, достигшими в изучении и уточнении мазхабов своих имамов вершин, на авторитет и знания которых ориентировались и ориентируются остальные, некоторых высказываний, вызывающих недопонимание.

Для кого предназначены слова имама Абу Ханифы «если достоверен хадис, то это мой мазхаб»?

Сказал венец исследователей ханафитского мазхаба имам Ибн Абидин аль-Ханафи: «И не скрыто, что это для того, кто является годным для анализа шариатских текстов, определения тех, по которым выносится решение и отмененных». См. «Хашия аля ад-дурр аль-мухтар» 1/68.

من قصده الإمام أبو حنيفة — رحمه الله بقوله: ( إذا صح الحديث فهو مذهبي ) ؟

قال خاتمة محققي الحنفية الإمام ابن عابدين الحنفي : «ولا يخفى أن ذلك لمن كان أهلا للنظر في النصوص ومعرفة محكمها من منسوخها».
انظر: «حاشية ابن عابدين على الدر المختار» 1/68.

 

Объяснение слов имамов о следовании доводу и оставлении их мнений от больших ученых маликитского мазхаба

Говорит выдающийся ученый и исследователь Шихабуддин аль-Карафи аль-Малики: «Многие правоведы-шафииты опираются на это (подобные слова аш-Шафии) и говорят: «Мазхаб аш-Шафии — вот это, потому что хадис об этом достоверен». — И это ошибка. Ведь необходимо, чтобы отсутствовало то, что препятствует этому, а знание об отсутствии того, что препятствует этому, останавливается на том, кто пригоден для исследования шариата, так что с его стороны слова об отсутствии препятствия для хадиса будут результатом хорошей работы. А что касается исследования не абсолютного муджтахида, то оно не имеет значения. И говорящему такое шафииту нужно сначала стать пригодным для этого исследования, прежде чем он заявит о своей фатве, но ведь он не таков и ошибается в этих своих словах». См. «Шарх танкых аль-фусуль», с. 354.

Говорит шейх Абу Бакр Абдуллах ибн Мухаммад аль-Малики — учитель большого маликитского имама Мухаммада аль-Мазирив биографии Асада ибн Фурата: «Широко известно от Асада, да помилует его Аллах, что он придерживался из мнений мединцев и иракцев того, что на его взгляд соответствовало истине. И он имел на это право по причине его обширных знаний в разных науках, его поиска знаний в них и множества ученых-исследователей, которых он встретил«. См. «Рияд ан-нуфус фи табакат уляма аль-Кайрауан уа Ифрикыя», с. 263.

تفصيل من كبار علماء المالكية حول أقوال الأئمة في اتباع الدليل وترك أرائهم

 قال الإمام المحقق شهاب الدين القرافي المالكي: «وكثير من فقهاء الشافعية يعتمدون على هذا — يعني: قول الإمام الشافعي «إذا صح الحديث …» — ويقولون: مذهب الشافعي كذا لأن الحديث صح فيه، وهو غلط ، لأنه لا بد من انتفاء المعارض، والعلم بعدم المعارض يتوقف على من له أهلية استقراء الشريعة حتى يحسن أن يقال لا معارض لهذا الحديث، أما استقراء غير المجتهد المطلق فلا عبرة به فهذا القائل من الشافعية ينبغي أن يحصل لنفسه أهلية الاستقراء قبل أن يصرح بهذه الفتوى لكنه ليس كذلك فهو مخطئ في هذا القول».
انظر: «شرح تنقيح الفصول» ص. 354.

وقال الشيخ أبو بكر عبد الله بن محمد المالكي — وهو من مشايخ الإمام محمد المازري — في ترجمته لأسد بن الفرات: «والمشهور عن أسد رحمه الله أنه كان يلتزم من أقوال أهل المدينة وأهل العراق, ما وافق الحقَّ عنده , ويحقُّ له ذلك لاستبحاره في العلوم ، وبحثهِ عنها ، وكثرةِ من لقيَ من العلماء المحققين«.
انظر: «رياض النفوس في طبقات علماء القيروان وإفريقية»، ص. 263.

Кого имел в виду имам аш-Шафии, когда говорил: «Если достоверен хадис, противоречащий моим словам, то действуйте по хадису и оставьте мои слова»?

Сказал хафиз, имам хадисоведения, шейх уль-Ислам Абу Амр Ибн ас-Салях аш-Шафии: «Действие по явному смыслу сказанного аш-Шафии — дело не пустяковое. Не каждому правоведу допустимо проявлять самостоятельность в действии в соответствии с доводом, который он увидел в хадисе». См. «Аль-Маджму’ шарх аль-мухаззаб» 1/105.

Также сказал имам Ибн ас-Салях: «И кто из шафиитов найдет хадис, противоречащий его мазхабу, то пусть проанализирует его, если в нем достигли полноценности условия абсолютного муджтахида, или муджтахида в этом разделе, или муджтахида в этом вопросе — тогда ему следует проявить самостоятельность в действии в соответствии с ним (хадисом). А если в нем не достигли полноценности (условия муджтахида) и тяжело для него противоречие хадису после того, как он поискал и не нашел достаточного ответа на это противоречие, то он может поступать в соответствии с ним, если поступал в соответствии с ним самостоятельный имам помимо аш-Шафии. И это будет для него оправданием в оставлении мазхаба своего имама в этом случае».
И написал вслед за этими словами имам ан-Навави аш-Шафии: «То, что он сказал — прекрасно, и именно так следует поступать. И Аллах лучше знает». См. «Аль-Маджму’ шарх аль-мухаззаб» 1/106.

Сказал имам Абу Закария ан-Навави аш-Шафии, после того, как перечислил муджтахидов шафиитского мазхаба, противоречивших имаму аш-Шафии, следуя хадисам, и указал, что редко они были в этом правы: «То, что сказал аш-Шафии не значит, что каждый, кто увидел достоверный хадис, может сказать: «Это — мазхаб аш-Шафии», — и действовать по его внешнему смыслу. Это касается только того, у кого есть степень муджтахида в мазхабе с упомянутыми ранее условиями, или степень близкая к ней. Также условием этого является чтобы преобладающим у него было мнение, что аш-Шафии не встретил этот хадис, или не знал о его достоверности. Это возможно только после прочтения всех книг аш-Шафии и подобного этому из книг его сподвижников, передававших от него, и тому подобного. И это сложное условие, мало кто описан его наличием. То, что мы упомянули, поставили (имамы мазхаба) условием именно потому, что аш-Шафии оставил действия по внешнему смыслу многих хадисов, которые видел и знал, однако у него был довод на их слабость, или их отмененность, или в наличии того, что ограничивало бы их смысл, или их истолкование и тому подобное». См. «Аль-Маджму’ шарх аль-мухаззаб» 1/105.

Сказал выдающийся шафиитский ученый Ибн Джамаль аль-Ансари аш-Шафии: «Запрет аш-Шафии делать таклид за ним и за другими — он для того, кто достиг степени иджтихада«. См. «Фатх аль-маджид фи ахкам ат-таклид», с. 62.

من قصد الإمام الشافعي — رحمه الله — بقوله : ( إذا صح الحديث خلاف قولي، فاعملوا بالحديث واتركوا قولي ) ؟

قال الحافظ إمام المحدثين شيخ الإسلام أبو عمرو بن الصّلاح الشافعي: «ليس العمل بظاهر ما قاله الشّافعي ، فليس كلّ فقيه يسوغ له أن يستقلّ بالعمل بما رآه حجة من الحديث».
انظر: «المجموع شرح المهذب» 1/105.

وقال الإمام ابن الصلاح: «فمن وجد من الشافعية حديثا يخالف مذهبه نظر إن كملت آلات الاجتهاد فيه مطلقا ، أو في ذلك الباب أو المسألة كان له الاستقلال بالعمل به . وإن لم يكمل وشق عليه مخالفة الحديث بعد أن بحث . فلم يجد لمخالفته عنه جوابا شافيا ، فله العمل به إن كان عمل به إمام مستقل غير الشافعي ، ويكون هذا عذرا له في ترك مذهب إمامه هنا».
وعلق الإمام أبو زكريا النووي الشافعي: «وهذا الذي قاله حسن متعين والله أعلم».
انظر: «المجموع شرح المهذب» 1/106.

وقال الإمام النووي الشافعي — رحمه الله — بعد أن ذكر بعض مجتهدي الشافعية الذين إذا رأوا مسألة فيها حديث ، ومذهب الشافعي خلافه عملوا بالحديث ، وأفتوا به قائلين : مذهب الشافعي ما وافق الحديث ، ولم يتفق ذلك إلا نادرا : «وهذا الذي قاله الشافعي ليس معناه أنّ كلّ واحد رأى حديثا صحيحًا قال: هذا مذهب الشافعي وعمل بظاهره ، وإنّما هذا فيمن له رتبة الاجتهاد في المذهب على ما تقدّم من صفته أو قريب منه وشرطه : أن يغلب على ظنّه أنّ الشافعي لم يقف على هذا الحديث أو لم يعلم صحته، وهذا إنّما يكون بعد مطالعة كتب الشافعي كلّها ونحوها من كتب أصحابه الآخذين عنه وما أشبهها. وهذا شرط صعب قلّ من يتصف به ، وإنّما اشترطوا ما ذكرنا ، لأنّ الشافعي ترك العمل بظاهر أحاديث كثيرة رآها وعلمها، لكن قام الدليل عنده على طعن فيها أو نسخها أو تخصيصها أو تأويلها أو نحو ذلك».
انظر: «المجموع شرح المهذب» 1/105.

وقال العلامة ابن الجمال الأنصاري الشافعي: «نهيُ الشافعي عن تقليده وتقليد غيره إنما هو لمن بلغ رتبة الاجتهاد«.
انظر: «فتح المجيد في أحكام التقليد»، ص. 62.

Кого имел в виду имам Ахмад, когда сказал: «Не делайте таклид ни за мной, ни за Маликом, ни за аш-Шафии, ни за ас-Саури»?

Говорит шейх уль-Ислям Ибн Таймия: «А что касается подобных Малику, аш-Шафии, Суфьяну, подобных Исхаку ибн Рахавейху и Абу Убейду, то сказал (имам Ахмад) в нескольких местах, что не разрешается ученому, способному работать с доводами, делать за ними таклид. И сказал: «Не делайте таклид ни за мной, ни за Маликом, ни за аш-Шафии, ни за ас-Саури». См. «Маджму’ аль-фатауа 20/226. См. также: https://muntaqa.info/citaty

من قصد الإمام أحمد — رحمه الله — بقوله : ( لا تقلدوني ولا تقلدوا مالكًا ولا الشافعي ولا الثوري ) ؟

قال شيخ الإسلام ابن تيمية : «وأما مثل مالك والشافعي وسفيان ؛ ومثل إسحاق بن راهويه وأبي عبيد، فقد نص — أي: الإمام أحمد — في غير موضع على أنه لا يجوز للعالم القادر على الاستدلال أن يقلدهم. وقال: لا تقلدوني ولا تقلدوا مالكًا ولا الشافعي ولا الثوري».
انظر: «مجموع الفتاوى» 20/226.

А если кто-то спросит, каков смысл был в том, чтобы говорить это для муджтахидов, которые и так должны не делать таклид? То ответы на это очевидны:
— чтобы напомнить, если кто-то упустил это из виду;
— о недопустимости таклида для муджтахида нет единогласия среди ученых;
— чтобы осталось наставление в народе, ведь в то время книги по усуль аль-фикху еще не были распространены (а если не считать «Рисалю» аш-Шафии, то их вовсе не было), и многие из них были позже написаны, опираясь на слова первых имамов, касающихся этой науки. И в числе таких слов — их слова о таклиде и следовании хадису;
— чтобы подготовить того, кто близок к степени иджтихада;
— чтобы засвидетельствовать о достижении степени иджтихада тем, кто сомневается в себе. Ведь всем известно высказывание имама Малика, что он не давал фатвы, пока о его праве на это не засвидетельствовало 70 ученых. Но степени иджтихада он достиг еще до того, как у него собралось все 70 свидетельств;
— и мн.др.

وإن سأل أحد: ما الفائدة من خطاب المجتهدين بهذا الكلام إذ يجب عليهم ترك التقليد بدونه؟ فالجواب سهل وواضح:
— لتنبيه الغافل
— ويوجد هناك خلاف في تحريم التقليد للمجتهد
— لتبليغ العلم وحفظه إذ لم يكن حينئذ كتب الأصول ما عدا الرسالة للشافعي
— للتهيئة من قرب رتبة الاجتهاد
— للإشهاد للشخص ببلوغه رتبة الاجتهاد كشهادة سبعين عالما من المدينة لمالك بأنه أهل للإفتاء مع أنه بلغ رتبة الاجتهاد قبل أن استكمل شهادات عدد سبعين
— وغير ذلك.

См. также: О разнице между «иттиба» (следованием доводам) муджтахида и «иттиба» мукаллида:
1. https://muntaqa.info/tardzhih
2. https://muntaqa.info/rdzhkld

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (10 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...