О хадисе: «Будет лучше, если утроба человека наполнится гноем, чем стихами»
04.06.2017 | 9672
معنى حديث «لأن يمتلئ جوف أحدكم قيحا خير له من أن يمتلئ شعرا» (رواه البخاري 6154)
«Будет лучше, если утроба человека наполнится гноем, чем стихами». Аль-Бухари 6154.
Объяснение имама Абу Убейда аль-Касима ибн Салляма: «Понимание этого, по-моему, таково, что (это о том), чье сердце наполнено стихами так, что они берут над ним верх. Они отвлекают его от Корана и поминания Аллаха — таким образом они берут верх над ним, какого бы вида эти стихи ни были. А если Коран и знания берут верх над ним, то утроба такого человека, по нашему мнению, не наполнена стихами». См. «Гариб аль-хадис» 1/36.
فسره الإمام أبو عبيد القاسم بن سلام: «وجهه عندي : أن يمتلئ قلبه من الشعر حتى يغلب عليه ، فيشغله عن القرآن وذكر الله ، فيكون الغالب عليه من أي شعر كان ، فإذا كان القرآن والعلم الغالبين عليه ، فليس جوف هذا ممتلئًا من الشعر عندنا»
انظر: «غريب الحديث» 1/36.
Сказал имам аль-Бухари: «Раздел о том, что порицается, когда человек отдает предпочтение стихам так, что они отвращают его от Корана, знаний и поминания Аллаха». См. «Сахих Аль-Бухари» 2279, раздел «Адаб».
وقد ترجم الإمام البخاري رحمه الله في صحيحه على هذا الحديث «باب ما يكره أن يكون الغالب على الإنسان الشعر حتى يصده عن ذكر الله والعلم والقرآن».
Сказал имам ан-Навави аш-Шафии: «Этот хадис следует отнести к посвящению себя только стихам, так что стихи берут верх над человеком и отвращают его от Корана и поминания Аллаха».
См. «Шарх Сахих Муслим» 7/50,
قال الإمام النووي الشافعي: «هذا الحديث محمول على التجرد للشعر ، بحيث يغلب عليه ، فيشغله عن القرآن والذكر»
انظر: «شرح صحيح مسلم» 7/50.
Сказал имам Ибн Хаджар аш-Шафии: «Причина такой суровости в порицании стихов в том, что те, к кому это было обращено, были чересчур увлечены и заняты ими, и пророк, мир ему и благословение Аллаха, удержал их от этого, чтобы они обратились к Корану и поминанию Всевышнего Аллаха. И кто взялся за это (Коран и поминание) по мере того, как это было приказано, тому не навредит то, что у него осталось из другого (т.е. стихов). И Аллах лучше знает». См. «Фатх аль-Бари» 10/566.
قال الحافظ ابن حجر الشافعي: «مناسبة هذه المبالغة في ذم الشعر ، أن الذين خوطبوا بذلك كانوا في غاية الإقبال عليه والاشتغال به ، فزجرهم عنه ؛ ليقبلوا على القرآن ، وعلى ذكر الله وعبادته ، فمن أخذ من ذلك ما أمر به ، لم يضره ما بقي عنده مما سوى ذلك».
انظر: «الفتح الباري» 10/550.