Хадис о сопротивлении правителям. Постоянный комитет

9 месяцев назад | 356

اللجنة الدائمة للإفتاء عن معنى الحدبث: ((سيكون أمراءٌ تعرفون وتنكرون، فمن نابذهم نجا ومن اعتزلهم فقد سلم، ومن خالطهم فقد هلك))

Хадис, из которого некоторые поняли, что восставать против правителей, со стороны которых были замечены грехи — это праведное дело.

Спросили Постоянный Комитет:
«Будут правители, которых вы будете признавать хорошими и будете порицать (признавать плохими). И тот, кто будет сопротивляться им — спасен, кто отделится от них — тот убережется, а кто смешается с ними — погибнет». — Этот хадис с цепочкой от Ибн Аббаса передали ат-Табарани 11/33 (10973), Ибн Аби Шейба 15/243) — Скажите пожалуйста, является ли этот хадис достоверным?

Потому как мы увидели его в «Сахих аль-джами ас-сагыр» (3661) и сказали: «Он противоречит тому, что передали аль-Бухари и Муслим и другие от многих сподвижников, число которых достигло степени мутаватир, о том, что нужно не восставать против имама (т.е. правителя)».

И также мы видим, что это является путем ахлю ас-сунна и приверженцев хадиса, как указал на это имам ат-Тахави: «Мы не считаем допустимым выход против наших имамов и повелителей, даже если они несправедливы».

Правильно ли то, что мы сказали, или же мы ошиблись? Объясните и покажите нам каково правильное понимание этого. И если упомянутый хадис является достоверным, то как нам объединить его с другими?

Ответили ученые Комитета:
«Хадис, который ты упомянул, является достоверным. И в нем нет противоречия убеждениям ахлю ас-сунна в том, что касается послушания и подчинения правителям в одобряемых делах, в том, что касается обязанности единства с общиной мусульман, и оставления выхода против правителей, даже если они несправедливы, кроме как если случится с их стороны явное несомненное неверие.

Потому что под «сопротивлением им» подразумевается «высказывание порицания», как объяснили это толкователи хадиса.
Сказал аль-Мунауи в «Шарх аль-джами» (4/132): «И тот, кто будет сопротивляться им» — то есть тот, кто высказал порицание тому, что не соответствует шариату, тот — «спасен» — от лицемерия и угодливости. «Кто отделится от них» — порицая их сердцем, тот — «убережется» — от наказания за оставление порицания порицаемого. «А кто смешается с ними» — будучи довольным их нечестием — «погибнет» — то есть он впал в то, что делает обязательным для них гибель в жизни последней». Конец цитаты.

И в Сахихе Муслима приводится то, что поддерживает именно такое понимание, а это — хадис от Умм Салямы, да будет доволен ею Аллах, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Появятся над вами правители, которых вы будете признавать хорошими (или: будете соглашаться и признавать то, что они делают, хорошим и правильным) и будете порицать. И тот, кто будет иметь неприязнь, будет непричастен, а кто выразит порицание – убережется, за исключением тех, кто будет доволен и последует». Сподвижники спросили: «О посланник Аллаха, не сражаться ли нам против них?». Он ответил: «Нет, пока они совершают намаз». Муслим 3/1480, 1481 (1854). Ат-Тирмизи 4/529 (2265), Ахмад 6/295, 302, 305, 321.
И успех — от Аллаха.
Да благословит Аллах и приветствует нашего пророка, его семью (последователей) и сподвижников.

Абдульазиз ибн Абдуллах ибн Баз
Абдуллах ибн Гудаян
Салих аль-Фаузан
Абдульазиз Али аш-Шейх
Бакр Абу Зейд

См. «Фатауа аль-Ляджна ад-даима», собр. 2, т. 2, с. 314-316, №17320.

Можно заметить, что в хадисе пришло два вида похвального поведения, если правители делают нечто порицаемое:
1. Порицать на словах. И при этом не говорится, что человек отделяется от общества правителя. Порицает в обществе правителя.
2. Отделиться от его общества и порицать в сердце, испытывать неприязнь к таким его делам.
И ошибаются те, кто берет порицание на словах из первой категории, отделение от правителя из второй категории, совмещает их и таким образом образуют третью категорию, не упомянутую в этом хадисе — порицание перед посторонней публикой. И это уже ничуть не похвально, а предосудительно согласно другим шариатским текстам и убеждениям праведных имамов из числа приверженцев сунны.

من (فتاوى اللجنة الدائمة)، المجموعة الثانية، الجزء 2، الصفحة 314 — 314، الفتوى 17320.

س: ((سيكون أمراء فتعرفون وتنكرون، فمن نابذهم فقد نجا، ومن اعتزلهم فقد سلم، ومن خالطهم فقد هلك)) أو كما قال. من فضلكم هل هذا الحديث صحيح؟ لأننا رأيناه في (صحيح الجامع الصغير وزيادته)، فقلنا: إنه خالف ما رواه البخاري ومسلم وغيرهما عن عدة من الصحابة بلغت منزلة المتواتر في عدم الخروج على الإمام، وأيضًا نرى ذلك مذهب أهل السنة وأهل الحديث، كما أشار الإمام الطحاوي : (ولا نرى الخروج على أئمتنا وولاة أمورنا وإن جاروا). وهل أصبنا أم أخطأنا؟ وضِّحوا واكشفوا لنا الحقيقة، وإن كان الحديث المذكور صحيحًا، فكيف نجمع بينهما؟

ج: الحديث الذي ذكرته صحيح، وليس فيه معارضة لمعتقد أهل السنة في السمع والطاعة لولاة الأمر في المعروف ولزوم الجماعة وعدم الخروج عليهم وإن جاروا ، ما لم يحصل منهم كفر بواح؛ لأن المقصود بالمنابذة في الحديث: الإنكار باللسان، كما بينه شُراح الحديث.
قال المناوي في (شرح الجامع 4 / 132): ((«فمن نابذهم» يعني: أنكر بلسانه ما لا يوافق الشرع «نجا» من النفاق والمداهنة، «ومن اعتزلهم» منكرًا بقلبه «سلم» من العقوبة على ترك إنكار المنكر، «ومن خالطهم» راضيًا بفسقهم (هلك) يعني: وقع فيما يوجب الهلاك الأخروي)) ا هـ.
وفي (صحيح مسلم ) ما يؤيد هذا المعنى من حديث أم سلمة رضي الله عنها أن النبي صلى الله عليه وسلم قال: إنه يستعمل عليكم أمراء فتعرفون وتنكرون، فمن كره فقد برئ، ومن أنكر فقد سلم، ولكن من رضي وتابع، قالوا: يا رسول الله، ألا نقاتلهم؟ قال: لا ما صلوا.
وبالله التوفيق، وصلى الله على نبينا محمد وآله وصحبه وسلم.
اللجنة الدائمة للبحوث العلمية والإفتاء
بكر أبو زيد
عبد العزيز آل الشيخ
صالح الفوزان
عبد الله بن غديان
عبد العزيز بن عبد الله بن باز

http://www.alifta.net/Fatawa/FatawaChapters.aspx?languagename=ar&View=Page&PageID=11036&PageNo=1&BookID=3

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...