Достоверный хадис из категории «хабар аль-ахад» — довод в убеждениях и делах, независимо от степени убежденности, которую он дает

05.05.2017 | 3902

الحديث الصحيح حجة في العقيدة والأعمال ولا يؤثر في كونه حجة أنه من أخبار الآحاد وأنه يفيد الظن إن كان يفيد الظن

الجواب على شبهة حزب التحرير من كلام الشيخ عبد العزيز بن باز والإمام الطحاوي والإمام ابن عبد البر والإمام النووي والإمام ابن قدامة

Шейх Ибн Баз и имамы из четырех мазхабов: достоверный хадис — довод (худжа) как в убеждениях так и в делах, независимо от того, дает он несомненное знание (ильм, якын) или предположение, близкое к несомненному знанию (зонн).

Вопрос: Хадис ахад как довод дает предположение близкое к несомненому знанию (зонн)?

Ответ: Вопрос нужно рассмотреть подробно. Если у хадиса много путей передачи, или же передатчики обладают выдающимися качествами в учености, достоинстве, богобоязненности, то хадис дает убежденность (якын). А если он ахад, у которого нет множества путей передачи и его передатчики не обладают выдающимися качествами, которые бы компенсировали малое количество путей передачи, то он дает предположение, близкое к несомненному знанию (зонн). Так говорили ученые, как например хафиз Ибн Хаджар и другие сказали про хадис ахад: «Среди них есть те, которые дают несомненное знание, получаемое путем исследования (ыльм назарий), при наличии у хадиса подтверждающих свидетельств (караин)».

Сказали некоторые ученые о хадисах двух «Сахихов» (Бухари и Муслима): «Хадисы в них дают категоричную убежденность (якын)». И сказали другие: «Нет, они дают предположение, близкое к убежденности (зонн), кроме как если они мутаватир или же у них есть много путей передачи». И правильное мнение в том, что хадис ахад дает категоричную убежденность (якын) тогда, когда есть у него достаточное количество подтверждающих свидетельств (караин) со стороны множества путей передачи или же со стороны выдающихся качеств передатчиков. Ведь передатчики различны.

И если, например, хадис передан по двум путям или больше и его передатчики — имамы, то он дает категоричную убежденность (якын). Как например если хадис передан Малику, от Нафии, от Ибн Умара, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал то-то. И другой путь хадиса: от имама Ахмада, от имама аш-Шафии, от одного из доверенных шейхов аш-Шафии, от аз-Зухри, от Анаса… и подобное этому — это дает хадису большую силу, и некоторые исследователи считают, что такой хадис дает несомненное знание (ильм) и категоричную убежденность (якын). И так с остальными подобными этому. Всегда, когда у хадиса множество путей передачи, и особенно, если его передатчики — имамы, известные своей надежностью и доверенностью, то хадис дает категоричную убежденность (якын) и несомненное знание (ильм).

Однако, хадис — довод в обоих случаях. Какова бы ни была его оценка (дает знание (ильм) или близкое к нему предположение(зонн)) — он является доводом (худжа). Даже если он не дает несомненное знание (ильм), при том, что у него хорошая цепочка передатчиков и его передатчики надежны. Его обязательно принимать как довод в делах: на обязательность того, чем он обязывает и на запретность того, что он запрещает, и так далее. Обязательно совершать дела по достоверному хадису, даже если он не дает несомненного знания (ильм). Или даже если он не дает ничего кроме предположения, близкого к несомненному знанию (зонн), если принять во внимание мнение того, кто сказал об этом.

Хадис является установленным доводом (худжа), независимо от того, дает он несомненное знание (ильм) или же близкое к знанию предположение (зонн), если его цепочка передатчиков достоверна. На этом мнении ученые. И некоторые даже передали единогласное мнение ученых (иджма) об этом, как Хатыб аль-Багдади и Ибн Абдульбарр. Они передали, что хадис ахад является доводом и в акыде и в делах, и что не делается различие между делами и остальным в этом, если цепочки передатчиков достоверны. Все равно, скажем ли мы что он дает несомненное знание (ильм), или же скажем, что не дает его, а дает предположение, близкое к несомненному знанию (зонн). И предположение здесь имеет статус знания, в обязательности действия (по хадису).

 السؤال: هل حديث الآحاد ظني الدلالة؟

http://www.binbaz.org.sa/mat/19356

Сказал имам Абу Джафар ат-Тахави аль-Ханафи, говоря о вероубеждении: «И все, что достоверно от пророка, мир ему и благословение Аллаха — из Шариата и разъяснений — все это истина«. См. «Аль-Акыда ат-тахавия».

يقول الإمام أبو جعفر الطحاوي الحنفي: وَجَمِيعُ مَا صَحَّ عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم َ من الشرع والبيان كله حق
انظر: العقيدة الطحاوية

Сказал имам Ибн Абдульбарр аль-Малики: «То, что мы говорим о нем (хабар аль-ахад) — это то, что он обязывает делом по нему, но не обязывает несомненным знанием, так же как и свидетельство двух человек, или четырех. И на этом мнении большинство ученых фикха и хадиса. И все они исповедуют религию, опираясь на хадисы ахад, переданные доверенными передатчиками, в вопросах вероубеждения (акыде). Враждуют и проявляют любовь на основании их. Делают их законом и религией в вероубеждении (акыде). И на этом — община ахлю сунна». См. «Ат-Тамхид», 1/8.

يقول الإمام أبو عمر ابن عبد البر المالكي: الَّذِي نَقُولُ بِهِ إِنَّهُ يُوجِبُ الْعَمَلَ دُونَ الْعِلْمِ كَشَهَادَةِ الشَّاهِدَيْنِ وَالْأَرْبَعَةِ سَوَاءٌ وَعَلَى ذَلِكَ أَكْثَرُ أَهْلِ الْفِقْهِ وَالْأَثَرِ وَكُلُّهُمْ يَدِينُ بِخَبَرِ الْوَاحِدِ الْعَدْلِ فِي الِاعْتِقَادَاتِ ويعادى ويوالى علها وَيَجْعَلُهَا شَرْعًا وَدِينًا فِي مُعْتَقَدِهِ عَلَى ذَلِكَ جَمَاعَةُ أَهْلِ السُّنَّةِ
انظر: التمهيد 1/8

Говорит имам Яхья ибн Шараф ан-Навави аш-Шафии: «И правильное мнение – это разрешенность называния Аллаха «Ар-Рафик» (Мягкий), и другими именами, которые утверждены посредством хабар (хадис) аль-ахад». См. «Шарх сахих Муслим», 16/146.

يقول الإمام يحيى بن شرف النووي الشافعي: وَالصَّحِيحُ جَوَازُ تَسْمِيَةِ اللَّهِ تَعَالَى رَفِيقًا وَغَيْرَهُ مِمَّا ثَبَتَ بِخَبَرِ الْوَاحِدِ 
انظر: شرح صحيح مسلم 16/146

Говорит имам Ибн Кудама аль-Макдиси аль-Ханбали: «Мы делаем хадис (хабар) аль-ахад дающим несомненное знание тогда, когда у него есть подтверждающие свидетельства. Как например больший уровень доверенности передатчиков, или если вся община мусульман приняла его» См. «Раудату ан-назыр», 1/365.
Говорит до этого о хадисах ахад: «Единогласны праведные предшественники, да помилует их Аллах, в том, что следует передавать хадисы (ахбар) о качествах (Аллаха), при том, что они (хадисы) не касаются дел, но смысл их передачи: обязательность подтверждения их и принятие в убеждения того, о чем в них говорится«. См. «Раудату ан-назыр», 1/364.

يقول الإمام موفق الدين ابن قدامة المقدسي الحنبلي: فلأننا إنما جعلناه — أي: خبر الواحد — مفيدًا للعلم؛ لما اقترن به من قرائن زيادة الثقة، وتلقي الأمة له بالقبول
انظر: روضة الناظر 1/365

ويقول في أخبار الآحاد: اتفق السلف في نقل أخبار الصفات، وليس فيها عمل، وإنما فائدتها: وجوب تصديقها، واعتقاد ما فيها
انظر: روضة الناظر 1/364

Так же говорит: «И все из качеств Милостивого, что пришло в Куране или достоверно от Избранного (пророка), мир ему и благословение Аллаха — обязательно верить в это, встречать это смиряясь и принимая это, оставляя противоречие этому в виде отвержения, истолкования, сравнения и уподобления». См. «Люм’атуль и’тикад», с. 5 — 6.

Так же сказал имам Ибн Кудама аль-Ханбали: «И обязательна вера во все, о чем сообщил пророк, мир ему и благословение Аллаха, при установленной достоверности передачи. Видели ли мы это, или оно оказалось скрытым от нас (в любом случае вера обязательна). Мы знаем, что это истина и правда. И нет разницы — способны мы это познать разумом или же не способны и не познали настоящего смысла этого». См. «Люм’атуль и’тикад», с. 28.

ويقول: وكل ما جاء في القرآن أو صح عن المصطفى عليه السلام من صفات الرحمن وجب الإيمان به، وتلقيه بالتسليم والقبول، وترك التعرض له بالرد والتأويل والتشبيه والتمثيل
انظر: لمعة الاعتقاد، ص. 5 — 6

ويقول:  ويجب الإيمان بكل ما أخبر به النبي صلى الله عليه وسلم وصح به النقل عنه فيما شاهدناه، أو غاب عنا، نعلم أنه حق، وصدق، وسواء في ذلك ما عقلناه وجهلناه، ولم نطلع على حقيقة معناه
انظر: لمعة الاعتقاد، ص. 28

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...