Понимание Корана в вопросах о движении Земли и Солнца

16.10.2018 | 33500

Геоцентризм и гелиоцентризм

Геоцентрическая модель

В вопросе о порядке движения небесных тел нашей планетарной группы можно выделить две условные модели: геоцентрическая и гелиоцентрическая.
Геоцентрическая модель подразумевает, что Солнце и планеты нашей планетарной группы движутся вокруг Земли.
Гелиоцентрическая модель в границах Солнечной системы подразумевает, что планеты Солнечной системы движутся вокруг Солнца, и среди этих планет — Земля.

Гелиоцентрическая модель

Эти две модели довольно условны, так как взгляды о деталях каждой из них у их сторонников отличались и развивались. Так происходило до того, как в последние пару веков наука стала находить все больше подтверждений в пользу гелиоцентрической модели, и осуществлять все больше открытий о том, что это модель устройства не всего мира, а всего лишь Солнечной системы. Геоцентрическая модель в свою очередь довольно долго отстаивалась представителями различных христианских конфессий. Возможно, даже до сих пор исповедуется некоторыми из них. Но нас волнует взгляд на этот вопрос со стороны Ислама.

Описание движения Земли, Луны и Солнца в Коране

В Коране многократно встречается описание Земли и Солнца. Например:

«Солнце на восходе уклонялось от их пещеры вправо, а на закате отворачивалось от них влево». (Пещера, 17)
«Когда он прибыл туда, где закатывается солнце, он обнаружил, что оно закатывается в мутный (или горячий) источник». (Пещера, 87)
«Он поместил на земле незыблемые горы, дабы она не колебалась вместе с вами». (Пчелы, 15)
«Солнце плывет к своему местопребыванию. Таково предустановление Могущественного, Знающего. Мы предопределили для луны положения, пока она вновь не становится подобна старой пальмовой ветви. Солнцу не надлежит догонять луну, и ночь не опережает день. Каждый плывет по орбите». (Ясин, 38-40)
И др.

Можно заметить, что это описание подано таким, чтобы ему не мог возразить человек, который смотрит на природные явления, находясь на поверхности Земли. Для наблюдателя с Земли Солнце восходит и заходит, Луна перемещается по небосводу, а Земля — надежный наблюдательный пункт, и не испытывает дрожи или толчков, которые могли бы сигнализировать о движении. Если не считать редких для частного наблюдателя землетрясений.

Такое описание при отсутствии точных научных данных подвигло многих исламских ученых прошлого к тому, чтобы склониться к геоцентрической картине мира. Аяты с описанием стабильности земной поверхности и описанием того, что видит наблюдатель из движения небесных тел по небосводу, они поняли в самом широком смысле: как описание модели взаимодействия космических тел. Это неминуемо привело их к утверждению астрономической модели, согласно которой планета Земля находится в покое, а Солнце, Луна и соседствующие планеты обращаются вокруг Земли.

Здесь важно сразу же сделать отступление: мнение исламских ученых по этому вопросу не может считаться позицией самого Ислама. Даже если все они объединятся на одном мнении, и образуется единогласие (иджма’).

Что и произошло, согласно наблюдениям некоторых из видных исламских ученых прошлого.
Говорит Абдулькахир аль-Багдади аш-Шафии аль-Ашари (ум. 418 г.х.), перечисляя положения, в которых единогласны приверженцы сунны: «Также они пришли к единогласию насчет того, что Земля покоится и недвижима, и что ее движения происходят от случая к случаю по причине землетрясения и тому подобного. В отличие от мнения тех из дахритов, кто сказал, что она постоянно пребывает в полете».
См. «аль-Фарк бейн аль-фирак», с. 290.

قال عبد القاهر البغدادي الشافعي الأشعري (ت. 418 هـ) في كتابه الفرق بين الفرق ص. (290) في بيان ما اتفق عليه أهل السنة: «وأجمعوا على وقوف الأرض وسكونها، وأن حركتها إنما تكون بعارض يعرض لها من زلزلة ونحوها، خلاف قول من زعم من الدهرية: أن الأرض تهوي أبداً».

Через два с половиной века Шамсуддин аль-Куртуби (ум. 671 г.х.) писал в известном тафсире: «Мусульмане и люди Писания (сошлись) на том мнении, что Земля покоится и недвижима. Она раскачивается, и причина ее движений обычно заключается в постигшем ее землетрясении».
См. «аль-Джами’ ли-ахкам аль-Кур-ан» 9/239.

وقال شمس الدين القرطبي (ت. 671 هـ)  في تفسيره الشهير: «والذي عليه المسلمون وأهل الكتاب: القول بوقوف الأرض وسكونها ومدها، وأن حركتها إنما تكون في العادة بزلزلة تصيبها».
المصدر: «الجامع لأحكام القرآن» 9/ 239.

Дело в том, что данный вопрос не относится ни к разделу поклонения, ни к области исламского вероучения, ни к шариатским правилам взаимоотношений. То есть это не вопрос о сути религии, где единогласное мнение исламских ученых является доводом. Это бытовой вопрос фактического наблюдения, измерения и расчета, в соответствии с имеющимися данными по которому следует использовать шариатские тексты. При отсутствии научных данных шариатские тексты могут быть поняты одним образом, а при наличии — совершенно иным. Однозначно лишь то, что шариат ни в чем не может противоречить доказанной объективной реальности.

Геоцентризм в современном исламском призыве

В наше время некоторые исламские ученые из Саудовской Аравии, Йемена и других стран неоднократно допускали утверждения о фиксированном положении планеты Земля и движении Солнца вокруг нее. Большую настойчивость в этом проявил шейх Ибн Баз, а также Постоянный комитет по фатвам Саудовской Аравии под председательством шейха Ибн База. Это в свое время стало причиной большой антиисламской информационной кампании, как далее будет видно из слов шейха Али ат-Тантави. И многие, наверное, встречали видео молодого саудовского проповедника Бендара аль-Хейбари, который, отвергая вращение Земли, предложил зависнуть в воздухе и подождать, когда Земля сама повернется под человеком. Это видео породило неисчислимое количество насмешек над Исламом.
Кроме того, данными утверждениями стали известны шейхи Абу Бакр аль-Джазаири, Ибн Усаймин, Абдуллах ад-Дувейш, Мукбиль аль-Уади’, Мухаммад ибн Ибрахим Али Шейх, Хамуд ат-Тувейджири, Ибн Джибрин, Абдурраззак Афифи, Абдуллах ибн Гудаян, Бакр Абу Зейд. А из ныне живущих — Абдульазиз Али Шейх, Салих аль-Фаузан, Абдуррахман аль-Баррак, Убейд аль-Джабири, Мухаммад ибн Хади аль-Мадхали, Яхья аль-Хаджури и Мухаммад аль-Имам.

Нужно понять, что, во-первых, эти ученые не пришли с чем-то новым, что лишало бы их достоинства с точки зрения религии, а продолжили утверждать то же, что утверждалось толкователями Корана до них.
А во-вторых, причина такого их выбора в отреченности от мира космических исследований и открытий, и от астрономии как науки. Сейчас даже в России люди, заставшие предмет «астрономия» и сильную советскую или постсоветскую школу, имеют искаженные представления о Солнечной системе, а многие при том, какие возможности сейчас есть для ознакомления с наблюдениями и научными данными, уходят в веру о плоской Земле. В Саудовской Аравии и Йемене система образования, как известно, гораздо слабее была и есть. И многие шейхи вовсе не учились в школе. А кто учился, тот мог попасть не в естественнонаучную, а в религиозную, где из естественнонаучных предметов дается минимум. В результате такой оторванности от естественных наук у многих шейхов не сложилось верного представления о современной научной версии космического устройства мира. Дальше это будет видно в словах шейха Ибн Усаймина. Кроме того, современные научные факты до них дошли только в форме догадок, предположений и может быть даже «сомнений» со стороны «врагов Ислама». Это тоже будет видно в словах шейха Ибн Усаймина, и можно встретить подобное в словах шейха аль-Фаузана.

Позиция ряда известных шейхов из Саудовской Аравии повлияла на мусульман из других стран. Многие из тех, кто привык следовать за ними и видеть в них непререкаемый авторитет, отбросили те зачатки знания, которые накопили по этим вопросам, и последовали за этими шейхами. И некоторые даже стали доносить, что убеждение о геоцентрической модели Вселенной диктуется самим Исламом, и что противоречие данным взглядам — это противоречие Корану.

К чему все это? Цели статьи

Далее хотелось бы осветить три важных момента:

  1. Что принятие современных научных фактов об устройстве Солнечной системе не является проблемой в Исламе, и многие, или даже большинство исламских ученых принимают их и согласны с ними.
  2. Что принятие этих фактов не является противоречием Корану, а противоречит лишь чьему-то пониманию Корана.
  3. Что иное понимание аятов Корана, из которых кто-то понял землестоячесть и обращение Солнца вокруг Земли, не является проблемой, когда для этого есть объективные причины.

Нет проблем в том, чтобы понять Коран не в противоречие научным фактам

Здесь у нас есть прекрасные слова шейха Ибн Усаймина, который поддерживал идею о землестоячести и обращении Солнца вокруг Земли. Но при этом шейх был готов отказаться от этой идеи и, что важно в нашем случае: готов был объяснить соответствующие аяты в Коране так, чтобы относимый к ним смысл не противоречил научным данным, если до него дойдет, что это действительно научный факт, а не гипотеза.

Говорит шейх Ибн Усаймин: «У нас есть кое что из слов Аллаха, и мы обязаны оставлять их на внешнем смысле, не отклоняясь от этого внешнего смысла кроме как при наличии ясного довода. А если для нас подтвердится категоричным доказательством, что смена ночи и дня происходит по причине обращения Земли, тогда обязательно будет для нас истолковать аяты, в сторону смысла, который соответствует действительности. Тогда мы скажем: «Солнце поднялось — т.е. для глаз смотрящего (с Земли), зашло — т.е. для глаз смотрящего, уклонилось — т.е. для глаз смотрящего, отвернулось — т.е. для глаз смотрящего»…
… Мы не примем ни догадки, ни предположения. Но если мы станем убеждены на основе убедительного знания, что Солнце находится в одном месте, а Земля обращается вокруг него, и (по этой причине) сменяется ночь и день, тогда истолковать аяты будет обязательно. Так как Коран не должен противоречить чему-либо абсолютно верному».

См. «Тафсир сура аль-Кахф», с. 32-33.

قال الشيخ ابن عثيمين: «فنحن لدينا شيء من كلام الله، الواجب علينا أن نجريه على ظاهره ، وألا نتزحزح عن هذا الظاهر إلاَّ بدليل بَيِّن . فإذا ثبت لدينا بالدليل القاطع : أن اختلاف الليل والنهار بسبب دوران الأرض ، فحينئذ يجب أن نؤول الآيات ، إلى المعنى المطابق للواقع . فنقول: إذا طلعت في رأي العين ، وإذا غربت في رأي العين، تزاور في رأي العين، تقرض في رأي العين …
… ولا نقبل حدْساً ولا ظناً، ولكن لو تيقنا يقيناً أن الشمس ثابتة في مكانها ، وأن الأرض تدور حولها، ويكون الليل والنهار، فحينئذ تأويل الآيات واجب ، حتى لا يخالف القرآن الشيء المقطوع به».
انظر: «تفسير سورة الكهف»، ص. 32-33.

Можно увидеть, что шейх Ибн Усаймин подтверждает, что Коран обязательно объяснять не в противоречие ясному факту, и даже предлагает вариант объяснения.
Также его слова свидетельствуют о том, что современные астрономические данные до него дошли только в виде догадок и предположений, а не как доказанная очевидная реальность.
Также его слова говорят о том, что у него сформировалось неверное представление о научной версии картины мира. Шейх считает, что ученые-космологи утверждают, будто Солнце стоит на месте, но это не так. Согласно их данным Солнце постоянно движется по орбите вокруг центра масс галактики Млечный путь.

Шейх считает, что ученые-космологи утверждают, будто смена ночи и дня происходит по причине обращения Земли вокруг Солнца, но это не так. Согласно их данным смена ночи и дня происходит по причине вращения Земли вокруг своей оси.

В целом все выглядит следующим образом: Луна вращается вокруг своей оси и обращается вокруг Земли, Земля вращается вокруг своей оси и обращается вокруг Солнца, Солнце обращается вокруг центра масс своей галактики.

Примеры того, как тафсир не противопоставляется научным данным. Шейх аз-Зухейли

Шейх Уахба аз-Зухейли — выдающийся сирийский ученый, получивший признание на мировом уровне. Сделал вклад во многие науки, в том числе в науку тафсира. Под его авторством изданы два тафсира, и в обоих он прямым образом высказался по нашему вопросу.

Первый пример

Говорит шейх аз-Зухейли, принимая во внимание современные астрономические данные: «Солнечной системой в астрономии называется Солнце, движущиеся (с ним) планеты и их спутники. Они по порядку их удаления от Солнца следующие: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон». См. «Ат-Тафсир аль-мунир» 29/11.

قال الشبخ وهبة الزحيلي: «والمجموعة الشمسية (أو النظام الشمسي) تطلق في علم الفلك على الشمس والكواكب السيّارة وتوابعها، وهي بترتيب بعدها عن الشمس: عطارد، الزهرة، الأرض، المريخ، المشتري، أورانوس، نبتون، بلوتو».
انظر: «التفسيرالمنير» 29/ 11.

Второй пример

Обратимся к 33 аяту из суры «Пророки»: «Он – Тот, Кто сотворил ночь и день, солнце и луну. Все плывут по орбитам».

Говорит в его тафсире шейх аз-Зухейли: «Сотворение ночи и дня, Солнца и Луны — милость от Аллаха и довод, указующий на величие Его власти, через вращение Земли вокруг самой себя и ее обращения вокруг Солнца, и обращения Луны вокруг Земли. И Солнце, и Луна обращаются, двигаясь по собственной орбите, и не покидая ее». См. «Ат-Тафсир аль-уасит» 2/1579.

قال تعالى: «وَهُوَ الَّذِي خَلَقَ اللَّيْلَ وَالنَّهارَ وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ كُلٌّ فِي فَلَكٍ يَسْبَحُونَ». [الأنبياء: 33]

قال الشيخ الزحيلي: «خلق الليل والنهار، والشمس والقمر، نعمة من الله، ودليلا على عظمة سلطانه، عن طريق دوران الأرض حول نفسها وحول الشمس، ودوران القمر حول الأرض، والشمس والقمر كل منهما يدور ويسبح في فلك خاص معين له، لا يفارقه».
انظر: «التفسير الوسيط» 2/ 1579.

В другом тафсире сказал: «Аллах сотворил ночь и день по Своей милости и в качестве довода на величие Его власти посредством вращения Земли вокруг самой себя… Все: и Солнце, и Луна, и звезды, и Земля обращаются по своим орбитам». См. «Ат-Тафсир аль-мунир» 17/47.

وقال: «والله خلق الليل والنهار، نعمة منه، ودليلا على عظمة سلطانه، بواسطة دوران الأرض حول نفسها … وكل من الشمس والقمر والنجوم والأرض يدور في فلكه».
انظر: «التفسير المنير» 17/ 47.

Третий пример

В тафсире к аяту «Солнцу не надлежит догонять Луну, и ночь не опережает день. Каждый плывет по орбите» (Ясин, 40) шейх сказал: «Все: Солнце, Луна, Земля — плывут и обращаются по своим орбитам в небе. Подобно тому как плывет рыба в воде. Солнце * движется по окружности, радиус которой 93 миллиона миль, завершая круг за год. Луна делает оборот вокруг Земли каждый месяц с радиусом в 24 тысячи миль. И Земля делает оборот вокруг Солнца за один год, а вокруг себя за день и ночь». См. «Ат-Тафсир аль-мунир» 23/17.

* Здесь шейх запутался или допустил невнимательность, так как указанные им данные о радиусе орбиты и времени оборота относятся к Земле, а не к Солнцу.

قال تعالى: «لَا الشَّمْسُ يَنْبَغِي لَهَا أَنْ تُدْرِكَ الْقَمَرَ وَلَا اللَّيْلُ سَابِقُ النَّهَارِ وَكُلٌّ فِي فَلَكٍ يَسْبَحُونَ». [يس: 40]

قال الشيخ الزحيلي: «وكل من الشمس والقمر والأرض يسبح ويدور في فلكه في السماء، كما يسبح السمك في الماء، فالشمس * تسير في مدار لها نصف قطره (93) مليون ميل، وتتم دورتها في سنة، والقمر يدور حول الأرض كل شهر في مدار نصف قطره (24) ألف ميل، والأرض تدور حول الشمس في سنة، وحول نفسها في يوم وليلة».
انظر: «التفسير المنير» 23/ 17.
* لعله سبق القلم من الشيخ، إذ وصفه هنا ينطبق على الأرض، لا على الشمس.

В третьем примере не совсем ясно: шейх упомянул о движении Земли по орбите в качестве дополнительной информации, которая не противоречит аяту и соответствует затронутой теме, или же имел в виду, что движение Земли подразумевается в самом аяте. Если первое, то донести это и было целью, а если второе, то такое толкование могут оспорить многие специалисты в тафсире и арабском языке.

Свидетельство шейха ат-Тантави о том, что большинство современных исламских ученых не поддерживает идею о геоцентризме

Шейх Али ат-Тантави — один из ярких представителей исламского призыва прошлого века. Изучал фикх ханафитского мазхаба, был шариатским судьей в Сирии на протяжении полных 25 лет. Последние три десятка лет прожил в Саудовской Аравии, преподавая, проводя лекции, выступая по радио и на телевидении. Широко известен как писатель.

В письме шейху Мухаммаду Махмуду ас-Сауафу шейх ат-Тантави говорил:

«Брат мой, устаз ас-Сауаф. Я с радостью воспринял то, что услышал о твоем решении издать написанное тобой по теме вращения Земли. Не потому, что оно содержит опровержение великому шейху Ибн Базу, а потому что враги Ислама использовали те (его) слова, понаписали к ним комментариев, которые заполнили европейские и американские газеты. 

В них они покушаются на Ислам, опираясь на негодные основания. В таком случае обязательно защитить Ислам, опираясь на истину, и разъяснить, что написанное шейхом Ибн Базом — это его личное мнение, которое может быть принято некоторыми учеными, но оно не является категоричным положением Ислама в этом вопросе. И большинство ученых мусульман во всех землях Ислама придерживаются обратного мнения.

Шейх Ибн Баз — великий ученый, но он не заявлял и никто другой не заявлял о его безошибочности. И каким бы ни был ученый, есть то, в чем он опровергает, и есть то, в чем его опровергают…»

Немногим далее он сказал:

«… Насколько я знаю, в Исламе нет однозначного категоричного шариатского текста из Корана или сунны, и нет довода в виде единогласного мнения* или аналогии, который бы свидетельствовал о вращении Земли или ее недвижимости.  Аллах не возложил на нас обязанность иметь определенное убеждение по этому вопросу, и не спросит нас о нем в Судный день.

Из общепринятых принципов то, что если насчет чего-либо есть категоричное решение шариата о наличии или отсутствии, разрешенности или запрещенности, о положительном или отрицательном отношении, то у нас нет в этом выбора и необходимо остановиться у границы шариата явно и скрыто, знанием и делом.

А насчет чего шариат не вынес какого-либо решения, в том мы возвращаемся к восприятию и разуму. И что окажется достоверным для нас, то мы подтверждаем, а что не окажется достоверным, то оставляем. И Аллах не спросит нас ни за подтверждение, ни за отрицание, если шариат оставил решение этого вопроса нам.

И что касается вращения Земли, то это явление стало наблюдаемым, однозначным фактом. Раньше это было известно посредством теоретического знания, исходя из разумных доказательств, а затем стало известно посредством очевидного практического знания, которое постигается органами восприятия и опирается на зрительное наблюдение Земли со спутников и демонстрацию изображений, полученных со спутников, на телевидении и в кино. Мнение о вращении Земли перешло в категорию тех естественных знаний, насчет которых никто не будет спорить в наше время.

А что касается аятов, в которых отрицающие вращение увидели довод в свою пользу, вроде слов Всевышнего: «Он поместил на земле незыблемые горы, дабы она не колебалась (тамида) вместе с вами» (Пчелы, 15), — то в них нет довода. Потому что «мада» (основа слова «тамида») у арабов имеет значение «склоняться», это известная категория. Склонение — это движение при волнении (расшатывании), а полет — это движение при перемещении. И если Аллах с отрицанием высказался о склонении, то из этого не понимается отрицание перемещения.

Может быть даже так, что в этом аяте содержится косвенное указание на ее передвижение. Ведь аят говорит о том, что горы словно грузы для земли, чтобы она не колебалась, то есть была в состоянии раскачивания (поверхности) при ее передвижении. Как пустая лодка: в нее кладут камни или мешки с песком, чтобы она не раскачивалась при ударе волны.

Я сказал, что в аяте только «косвенное указание», поскольку правильно то, что я говорил еще в начале об Исламе: что нет в нем категоричного довода ни в пользу движения Земли, ни в пользу отрицания ее движения. Кто заявляет об обратном, тот должен предоставить довод. И в том, что изложил великий шейх Ибн Баз, нет того, что считается однозначным шариатским текстом по вопросу, или доводом со стороны усуль аль-фикха в пользу его заявления…»

* Можно встретить упоминание о существовании единогласного мнения по этому вопросу. Но в данном случае даже если допустить его существование, то, как говорилось, оно не является доводом. Доп. см.: https://muntaqa.info/idzhma

Немногим далее шейх сказал:

«… В Мекке, когда собралось заседание «Рабиты»*, я поднял тему, изложенную в словах (шейха Ибн База) и не увидел среди них никого, кто бы поддержал то, что в этих (словах шейха Ибн База), кроме нашего товарища — шейха Мухаммада аль-Хамида».

См. «Мукаддимат аш-шейх ‘Али ат-Тантауи», с. 120-122.

* Рабита аль-‘алям аль-ислями / Всемирная исламская лига — официальная международная организация, созданная в Королевстве Саудовская Аравия и направленная на объединение исламских деятелей и ученых для решения общих проблем. При Лиге проводились сессии Исламской Академии Правоведения, в которых принимали участие ученые разных стран и выносили коллективные решения по новым и сложным вопросам, касающимся жизни мусульман в условиях современного развивающегося мира.

Шейх аль-Альбани подтверждает объяснение шейха Али ат-Тантави

Зная распространенные настроения в русскоязычном исламском сегменте общества, можно смело ожидать, что будут люди, которые не примут предоставленные объяснения и станут цепляться за то, что не имеет значения в нашем случае, вроде:
«Шейх Уахба аз-Зухейли — ашарит»,
«шейх Али ат-Тантави для меня не шейх, потому что к нему плохо относился шейх аль-Альбани»,
«шейх Ибн Усаймин все же до конца оставался на старом мнении»,
«надо следовать только за известными учеными, а известные для меня — это только Ибн Баз, Ибн Усаймин, аль-Альбани, аль-Фаузан и аль-Мадхали«.

Поэтому, вот еще одно объяснение, которое практически полностью выражает тот же смысл, который высказал шейх ат-Тантави.

Вопрос шейху аль-Альбани: «Каково ваше мнение по вопросу о вращении Земли?»

Ответ: Мы, в действительности, не сомневаемся, что вращение Земли — научный факт, спор относительно которого неприемлем. И в то же время мы убеждены, что не относится к задачам шариата в общем и Корана в частности разъяснение астрономии и деталей этой науки. И что этот вопрос относится к общему смыслу слов пророка, мир ему и благословение Аллаха, которые от Анаса, да будет доволен им Аллах, передал Муслим в своем «Сахихе» насчет истории об опылении пальм: «Это было только мое предположение. Если я повелеваю вам что-то, что касается вашей религии, то исполните из этого сколько сможете. А если я повелеваю вам что-то, что касается вашей мирской жизни, то вы лучше знаете о том, что касается вашей мирской жизни».

Таким образом, эти вопросы не из тех, по которым должен был высказываться посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. А если высказался в каком-либо хадисе, или высказался наш Господь в Своем Писании, то это оборот красноречия, или знамение, или пророческое чудо, или нечто подобное (т.е. нечто исключительное).

Поэтому мы можем сказать, что нет ни в Коране, ни в сунне того, что противоречит этому, известному в наше время, научному факту, согласно которому Земля шарообразна, и что она по Могуществу Великого и Могущественного Аллаха движется по окружности в этом обширном космическом пространстве.

Более того, мусульманин может почувствовать (в Коране) — если даже не сказать: может увидеть прямой шариатский текст — что Земля подобна Солнцу и Луне, то есть что Солнце и Луна, что все они (вместе с Землей) находятся в этом пустом (космическом) пространстве, как сказал Великий и Могущественный Аллах: «Все плывут по орбитам» (Ясин, 40) …
… Я говорю это, зная, что ученые тафсира отнесли слово «все» к ближайшему из того, что было упомянуто, то есть к Солнцу и Луне. Но нет препятствия тому, чтобы расширить смысл слова «все» так, чтобы он охватил и Землю, которая была упомянута перед Солнцем и Луной.

Я так сказал, и если мои слова верны, то и хорошо. А если не верны, то я скажу то, что говорится (в таком случае): что нет в Коране, как я сказал ранее, и нет в сунне того, что отвергало бы этот научный факт.

А что касается аятов, которые используют в качестве довода (в поддержку взглядов о землестоячести), вроде того, что Аллах «установил на земле незыблемые горы, чтобы она не колебалась» вместе с ними (Пчелы, 15), что Аллах «распростер ее» (Вырывающие, 30), и подобных аятов, то они в действительности не содержат такой доказательной базы, при которой можно было бы отвергать этот научный факт, относящийся к устройству бытия. Это с одной стороны. А с другой стороны некоторые из этих аятов могут быть доказательством против тех, кто использовал их в качестве довода (землестоячести). Так, например, то, что Аллах «сделал горы колышками» (Весть, 7), или сделал их подобными колышкам — это ясный текст о том, что данное обстоятельство не обеспечивает абсолютную недвижимость (Земли), а обеспечивает недвижимость в плане раскачивания (ее поверхности), при котором живущие на ней не смогли бы наслаждаться ее благами, или даже не смогли бы на ней жить…

… Для понимания этого вопроса не нужно многого. Немного знаний, здравое восприятие и, естественно, полноценная вера в величие могущества Аллаха, представить которое (т.е. величие) человеку не по силам».

Сл. «Сильсиля аль-худа уа ан-нур» 497.

السائل: سائل يقول ما قولكم في مسألة دوران الأرض ؟

الشيخ الألباني: نحن الحقيقة لا نشك في أن قضية دوران الأرض حقيقة علمية لا تقبل جدلا في الوقت الذي نعتقد أن ليس من وظيفة الشرع عموما والقرآن خصوصا أن يتحدث عن علم الفلك ودقائق علم الفلك وإنما هذه تدخل في عموم قوله عليه الصلاة والسلام الذي أخرجه مسلم في صحيحه من حديث أنس بن مالك رضي الله عنه في قصة تأبير النخل حينما قال لهم ( إنما هو ظن ظننته فإذا أمرتكم بشيء من أمر دينكم فأتوا منه ما استطعتم وما أمرتكم من شيء من أمور دنياكم فأنتم أعلم بأمور دنياكم ) فهذه القضايا ليس من المفروض أن يتحدث عنها الرسول عليه السلام وإن تحدث هو في حديثه أو ربنا عز وجل في كتابه فإنما لبالغة أو لآية أو معجزة أو نحو ذلك ولذلك فنستطيع أن نقول أنه لا يوجد في الكتاب ولا في السنة ما ينافي هذه الحقيقة العلمية المعروفة اليوم , والتي تقول بأن الأرض كروية وأنها تدور بقدرة الله عز وجل في هذا الفضاء الواسع

بل يمكن للمسلم أن يجد ما يُشعر إن لم نقل ما ينص على أن الأرض كالشمس وكالقمر من حيث أنهما أنها كلها في هذا الفراغ كما قال عز وجل (( وكل في فلك يسبحون )) …
… أقول هذا مع العلم بأن العلماء في التفسير أعادوا اسم » كل » إلى أقرب مذكور وهو الشمس والقمر لكن ليس هناك ما يمنع أبدا من أن نوسع معنى الكل فيشمل الأرض التي ذكرت قبل الشمس وقبل القمر

هذا أقوله فإن صحّ فبها ونعمة وإن لم يصح فأقل ما يُقال أنه لا يوجد في القرآن كما قلت آنفا ولا في السنة ما ينفي هذه الحقيقة العلمية

أما ما يُقال أو ما يستدل به من الآيات كجعل الأرض عزّ وجل الجبال رواسي أن تميد بهم وكالأرض بعد ذلك دحاها ونحو ذلك من الآيات فهي في الحقيقة لا تنهض لإبطال هذه الحقيقة العلمية الكونية من جهة بل لعل بعضها تكون حجة على المستدلين بها فجعل الله عز وجل للجبال أوتادا كذلك كالأوتاد تشبيها بالأوتاد فهذا نص صريح بأن ذلك لا يمنع تحركها مطلقا وإنما يمنع تحرك الأرض تحركا اضطرابيا بحيث لا يتمكن السّاكنون عليها من التمتع بما فيها بل من الحياة عليها …

… فَالقضيَّةُ ما تَحتاجُ إلاَّ إلى شيءٍ من العلمِ والإدراكِ الصَّحيح، مع وُجُود الإيمَان الكامل طبعاً بعظَمَة قُدرة الله التِي لاَ يُمكنُ أن يتصوَّرهَا إنسانٌ.

المصدر: «سلسلَةُ الهُدَى والنُّور»، الشَّريط 497.

Заключение

Теплится надежда, что эта работа послужит ступенькой в поднятии общего уровня информированности мусульман. И может быть кто-то найдет в ней ответы на распространенные сомнения об Исламе. А для кого-то может быть станет причиной избавления от внутреннего замешательства и противоречия, которое могло возникнуть по причине отказа от знания очевидных вещей, ради подчинения авторитету шейхов-геоцентристов, из-за отсутствия информации о другом видении вопроса в исламских ученых кругах.

Просим Всевышнего Аллаха сделать эту статью полезной для Ислама и мусульман.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (37 оценок, среднее: 4,57 из 5)
Загрузка...