Правовое положение (хукм) фокусов, фокусников и иллюзионистов
30.08.2018 | 5139
Иллюзионисты и фокусники всегда считались людьми, способ заработка которых не является похвальным. Они выходили на улицу, и пытались удивить собравшихся вокруг них людей. Кто-то выдавал себя за знатока магии, кого-то люди сами воспринимали за колдуна, и суть трюков заключалась и заключается до сих пор в том, чтобы запутать, обмануть, ввести в заблуждение зрителя. Таким образом, вместе с положительными эмоциями зритель получал долю обманчивых впечатлений и замешательства, так как подобные представления подвигают к вере в сверхъестественные способности артистов. Часть из которых могла действительно входить в контакт с джиннами и заниматься настоящим колдовством.
Иллюзионист в свою очередь жертвовал репутацией ради заработка.
А по причине людской заинтересованности необычными явлениями и положительных впечатлений от представлений исчезала предписанная в шариате непричастность к колдунам, магам, «волшебникам» и их делам.
Ученые не оставили это без внимания, и в четырех правовых школах приверженцев сунны были те, кто так или иначе высказался о данной профессии.
В наше время представления фокусников обрели более приукрашенный и заманчивый вид, а развитие технологий дало возможность осуществлять иллюзионистам куда более впечатляющие трюки. Теперь они выступают на больших сценах и имеют признание в народе, так что кто-то из мусульман даже задумывается о том, не сходить ли на представление, не пригласить ли фокусника на семейное торжество или какой-нибудь другой праздник, не обучиться ли самому, как показывать эти фокусы. Для повышения собственной религиозной сознательности полезно будет ознакомиться с заключениями знатоков исламского права о деятельности подобных артистов и должном отношении к их профессии.
И перед тем, как приступить к словам ученых, нужно учесть, что арабское слово «сихр», которое переводится как «колдовство», не равнозначно значению соответствующего русского слова. Сихром может быть названо всякое действие, при котором зритель видит не то, что происходит на самом деле. Даже если это не более чем ловкость рук. То есть не все, что названо сихром, является неверием (куфром) и связью с «нечистой силой». Поэтому, когда в тексте будет упомянуто, что такой-то из ученых отнес это к колдовству, то данные слова не означают, что он посчитал это колдовством в русском значении этого слова.
Ученые ханафитского мазхаба о фокусниках и иллюзионистах
Пишет имам Камалюддин ибн аль-Хумам аль-Ханафи: «Не принимается свидетельство (напр. в суде) у иллюзиониста. В наших землях такого называют «дикак». Потому что это или колдун, или лжец. Я имею в виду того, кто живет за счет этого и сделал это своим заработком. А того, кто владеет знаниями об этом, но не использует их, это не касается. У фокусника такое же положение». См. «Фатх аль-Кадир» 7/414.
قال الإمام كمال الدين بن الهمام الحنفي: «وَلَا تُقْبَلُ شَهَادَةُ أَهْلِ الشَّعْبَذَةِ وَهُوَ الَّذِي يُسَمَّى فِي دِيَارِنَا دِكَاكًا لِأَنَّهُ إمَّا سَاحِرٌ أَوْ كَذَّابٌ: أَعْنِي الَّذِي يَأْكُلُ مِنْهَا وَيَتَّخِذُهَا مُكْسِبَةً، فَأَمَّا مَنْ عَلِمَهَا وَلَمْ يَعْمَلْهَا فَلَا، وَصَاحِبُ السِّيمَيَا عَلَى هَذَا». انظر: «فتح القدير» 7/ 144.
Писал шейх ‘Аляуддин аль-Хаскафи аль-Ханафи: «Знай, что приобретение знаний может быть личной обязанностью каждого… и может быть запретным, как дело обстоит с философией, иллюзионизмом и астрологией». См. «Ад-Дурр аль-мухтар», с. 12.
قال الشيخ علاء الدين الحصكفي الحنفي: «واعلم أن تعلم العلم يكون فرض عين … وحراما، وهو علم الفلسفة والشعبذة، والتنجيم». انظر: «الدر المختار»، ص. 12.
Ученые-маликиты о положении фокусников и иллюзионистов
Самым ранним и при этом самым снисходительным ответом, который удалось найти по вопросу, является ответ имама аль-Кайрауани.
Спросили имама Ибн Аби Зейда аль-Кайрауани аль-Малики (ум. 386 г.х.) о тех, которые сидят на дорогах и демонстрируют следующие забавы: отрубают человеку голову, затем зовут его, и он им тут же отвечает; из песка получают динары и дирхамы; рвут цепь: «Считаешь ли ты их колдунами за эти дела?»
Он ответил: «Если в этом не задействовано неверие, то им ничего не вменяется в вину. Это только ловкость рук того, кто устраивает эту забаву (представление)».
См. Аль-Барзали «ан-Науазиль» 1/381, 6/229, аль-Уаншариси «Ми’яр аль-Му’риб» 11/171-172, «Фатауа Ибн Аби Зейд», с. 299.
سئل الإمام ابن أبي زيد القيرواني المالكي عن هؤلاء الذين يجلسون في الطرقات ولهم ملاعب يظهرون للناس أنهم يقطعون رأس الإنسان ثم يدعونه فيجيبهم حينا ويجعلون من التراب دراهم ودنانير ويقطعون السلسلة، فهل تراهم بهذا الفعل سحرة؟
فأجاب: إن لم يكن فيها كفر فلا شيء عليهم، وهذا إنما هو حفة يد ملاعب.
انظر: البرزلي «النوازل» 1/ 381، 6/ 229؛ الونشريسي «معيار المعرب» 11/ 171-172؛ «فتاوى ابن أبي زيد»، ص. 299.
Но передал имам Ибн Хаджар аль-Хайтами аш-Шафии: «Ему сделал замечание аль-Марвани (аль-Малики), сказав: «Это противоречит тому (мнению), которое выбрал наш шейх, имам (Малик), что они — колдуны, и стоять перед ними (чтобы смотреть на выступление) не разрешено». См. «Аль-Фатауа аль-хадисия», с. 87.
وقال الإمام ابن حجر الهيتمي الشافعي: «وَتعقبه المرواني فَقَالَ: هَذَا خلاف مَا اخْتَارَهُ شَيخنَا الإِمَام، أَنهم سحرة وَأَن الْوُقُوف عَلَيْهِم لَا يجوز». انظر: «الفتاوى الحديثية»، ص. 87.
И передал выдающийся правовед Абу аль-‘Аббас аль-Уаншариси аль-Малики про более позднего маликитского имама Абу Абдуллаха ибн ‘Арафа (ум. 803 г.х.) следующее: «Говорят, что шейх Абу ‘Абдуллах ибн ‘Арафа, да помилует его Аллах, говорил об удивительных приемах: «Это из колдовства». И осуждал того, кто останавливался наблюдать в кругах возле двери минарета. Он говорил: «Это — порок (для свидетеля в суде)». См. «Ми’яр аль-Му’риб» 11/172.
ونقل العلامة أبو العباس الونشريسي المالكي: «قيل: وكان الشيخ أبو عبد الله بن عرفة رحمه الله يقول في الحركات العجائب: إنها من عمل السحر، وينكر على من يقف ينظر بحلق باب المنارة ويقول: هو جرحة». انظر: «معيار المعرب» 11/ 172.
Ученые шафиитского мазхаба о фокусниках и иллюзионистах
Пишет имам аль-Хатыб аш-Ширбини аш-Шафии: «А что касается прорицательства, астрологии… иллюзионизма, то запрещено этому обучать, (запрещено) это изучать и заниматься этим. А также платить за это, и брать за это плату». См. «Мугни аль-мухтадж» 5/395.
قال الإمام الخطيب الشربيني الشافعي: «وَأَمَّا الْكِهَانَةُ وَالتَّنْجِيمُ … وَالشَّعْبَذَةُ فَحَرَامٌ تَعْلِيمًا وَتَعَلُّمًا وَفِعْلًا، وَكَذَا إعْطَاءُ الْعِوَضِ أَوْ أَخْذُهُ عَنْهَا». انظر: «مغني المحتاج» 5/ 395.
Дополняет имам Ибн Хаджар аль-Хайтами аш-Шафии о «магах» и иллюзионистах: «И никому не разрешается стоять перед ними, поскольку в этом содержится обольщение для них продолжать заниматься этими видами ослушания». См. «Аль-Фатауа аль-хадисия», с. 87.
وقال الإمام ابن حجر الهيتمي الشافعي: «وَلَا يجوز لأحد أَن يقف عَلَيْهِم لِأَن فِي ذَلِك إغراء لَهُم على الِاسْتِمْرَار فِي هَذِه الْمعاصِي». انظر: «الفتاوى الحديثية»، ص. 87.
Фокусники и иллюзионисты с точки зрения ханбалитского мазхаба
Пишет выдающийся ученый, шейх Мансур ибн Юнус аль-Бухути аль-Ханбали: «Наказывается (судьей) также и тот, кто заходит в огонь, и подобные ему из тех, кто занимается иллюзионизмом и подобными делами». См. «Кашшаф аль-кына'» 6/128.
قال العلامة الشيخ منصور بن يونس البهوتي الحنبلي: «(وَ) يُعَزَّرُ مَنْ (يَدْخُلُ النَّارَ وَنَحْوَهُ) مِمَّنْ يَعْمَلُ الشَّعْبَذَةَ وَنَحْوَهَا». انظر: «كشاف القناع» 6/ 128.
В другом месте: «А противоположные шариатским наукам — науки запретные или нежелательные. К запретным относятся… Такие как философия, иллюзионизм, астрология». См. «Кашшаф аль-кына'» 3/34.
وقال: «وَعَكْسُ الْعُلُومِ الشَّرْعِيَّةِ عُلُومٌ مُحَرَّمَةٌ أَوْ مَكْرُوهَةٌ فَالْمُحَرَّمَةُ… كَعِلْمِ الْفَلْسَفَةِ وَالشَّعْبَذَةِ وَالتَّنْجِيمِ». انظر: «كشاف القناع» 3/ 34.
И сказал: «Свидетельство не принимается… и от иллюзиониста. Иллюзионизм — ловкость рук, подобная колдовству». См. «Дакаик ули ан-нуха» 3/592.
وقال: «(فَلَا شَهَادَةَ) مَقْبُولَةٌ (لِمُصَافَعٍ) … (وَمُشَعْبِذٍ) الشَّعْبَذَةُ وَالشَّعْوَذَةُ خِفَّةٌ فِي الْيَدَيْنِ كَالسِّحْرِ». انظر: «دقائق أولي النهى» 3/ 592.