О выплате заката аль-фитр деньгами и о спорах насчет этого

1 год назад | 1301

حول قول أئمة الحنفية بجواز إخراج زكاة الفطر نقدا

Известно, что более всего вопрос о выплате закята аль-фитр деньгами актуален в ханафитском мазхабе, поскольку его имамы и ученые придерживаются мнения, что выплачивать закят аль-фитр деньгами лучше во время достатка в обществе, а в тяжелом кризисном положении лучше выплачивать продуктами.

В последние времена этот вопрос стал еще более актуальным и затронул едва ли не каждое общество представителей исламской общины, ввиду того, что по всему миру активные представители молодежи поддалась тенденции брать фатвы ученых Саудовской Аравии и обязывать ими всех остальных мусульман, отменяя, запрещая, объявляя недействительными, неправильными и «слабыми» мнения других ученых и имамов прошлого.

Поэтому существует необходимость рассмотреть этот вопрос подробнее.

Обоснование мнения ученых ханафитского мазхаба

Говорил «Солнце имамов» Абу Бакр ас-Сарахси аль-Ханафи о закате аль-фитр: «Если выплатит стоимость пшеницы, то это разрешено у нас. Поскольку учитывается здесь достижение достатка, а это достигается посредством стоимости также, как достигается посредством пшеницы». См. «Аль-Мабсут» 3/107.

قال شمس الأئمة أبو بكر السرخسي الحنفي: «فَإِنْ أَعْطَى قِيمَةَ الْحِنْطَةِ جَازَ عِنْدَنَا؛ لِأَنَّ الْمُعْتَبَرَ حُصُولُ الْغِنَى وَذَلِكَ يَحْصُلُ بِالْقِيمَةِ كَمَا يَحْصُلُ بِالْحِنْطَةِ». انظر: «المبسوط» 3/107.

Более подробное пояснение от муфтия Египта, где за основу в выдаче фатв принят мазхаб имама Абу Ханифы:

Арабская Республика Египет
Министерство юстиции
Муфтият Египта
Офис муфтия

«Спросите же обладателей знания, если вы не знаете». Сура «Пчелы», аят 43.

Вся хвала Аллаху, мир и благословение тому, после кого нет и не будет пророков — нашему господину Мухаммаду, посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и тем, кто последовал за ним наилучшим образом до Судного дня.

Мы ознакомились с запросом, поступившим 26. 06. 2016 г. от Египетского Министерства Исламских Дел под номером 301, относящимся к 2016 году. Он содержит вопросы: что является обязательным в закате аль-фитр? Как рассчитывается его стоимость? Можно ли выплачивать его деньгами?

Ответ.
Закат аль-фитр вменен в обязанность как очищение для постящихся и пропитание для нуждающихся. Единогласны правоведы в том, что обязательный размер в нем — са’ фиников или ячменя, и разошлись в его размере в пшенице. Большинство считает, что его обязательный объем в пшенице так же один са’, а ханафиты считают, что его обязательный объем — половина са’ пшеницы, или ее муки, или ее каши. Са’ — это мера измерения объема у мединцев, которая равна четырем муддам. У большинства са’ в весе приравнивается к 2,04 кг, а у ханафитов — 3,25 кг. А высчитывается его стоимость по наименьшей стоимости основного продукта питания в стране, поскольку основа в том, что больше чем это не относится к обязанности (бараату зимма) того, на кого возложено выполнение шариатских обязанностей (мукалляф).

А что касается его выплаты деньгами, то это разрешено согласно шариату и больше подходит для достижения шариатской цели, которая заключается в улучшении положения бедных и организации достатка для них в день праздника. А то, что в хадисе упомянуты несколько видов продуктов, то они упомянуты для облегчения и устранения сложности, а не для ограничения обязанности только ими. Как сказал пророк, да благословит Аллах его, его семью и ниспошлет мир: «Избавьте их от нужды обходить людей (с просьбами) в этот день». (1) Привел его Ибн ас-Са’д в «ат-Табакат» и ад-Даракутни от Ибн Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом. А избавление от нужды сейчас достигается деньгами, а не зерном, и потому в соответствии с этим дается фатва в наше время, поскольку это более соответствует целям шариата, и в этом больше пользы для творений.

И в соответствии с этим поступала группа праведных предшественников (саляфов) из старших сподвижников, таких как повелитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб, его сын Абдуллах, Ибн Мас’уд, Ибн Аббас, Муаз ибн Джабаль, Муавия ибн Аби Суфьян и другие, да будет доволен ими Аллах. И в соответствии с этим поступали многие табиины и праведные предшественники (ас-саляф ас-салихин). Такие как праведный халиф Умар ибн Абдульазиз — он написал об этом своим работникам в областях, аль-Хасан аль-Басри, Абу Исхак ас-Сабиы — имам из табиинов, проживавших в Куфе. И он передал это, отнеся это дело к тем, кого застал из праведных предшественников. А застал он примерно сорок сподвижников, из них: Али ибн Аби Талиб, Ибн Умар, Ибн Аббас, Ибн аз-Зубейр, Джарир аль-Баджали, да будет доволен ими Аллах. И (застал) других из старших сподвижников и табиинов.

Это мазхаб ханафитов, группы маликитов, то, что следует из слов тех, кто допустил это из шафиитов при отсутствии текста (от самого аш-Шафии). О разрешенности поступать в соответствии с этим дал фатву Шихаб ар-Рамли (2), и это одно из двух мнений, переданных от имама Ахмада, и посчитал его более сильным Ибн Таймия, при условии, что в этом будет больше пользы (3). Также это мнение имамов приверженцев хадиса и асара, таких как Суфьян ас-Саури, Исхак ибн Рахвия, Абу Саур. И это мазхаб имама аль-Бухари в его «Сахихе».

И именно так положено поступать, если имам (правитель) приказал это, считая, что в этом больше пользы.

Сказал имам ат-Тахави (4): «Выплата стоимости лучше, поскольку это более подходит для создания полезного эффекта для бедняка. Ведь он может купить на это то, в чем нуждается именно в это время. А причины упоминания (в хадисах) пшеницы и ячменя заключается в том, что в Медине в то время торговля велась посредством них. А в наших землях торговля идет посредством денег, и это самое великое из имущества, и выплачивать им — лучше».

И Пречистый Всевышний Аллах лучше знает.

Проф., д.н. Шаукы Ибрахим Аллям.
Муфтий Арабской Республики Египет.
30.06.2016 г.

______________________
(1) О слабости этого хадиса вынесли решение ан-Навави в «аль-Маджму'» 6/126 и Ибн Хаджар в «Булуг аль-марам», с. 177. Но нужно иметь ввиду, что у ученых ханафитского мазхаба подход к оценке доказательной силы хадиса отличается от подхода ученых других школ. К тому же слабость хадиса не всегда говорит о его неприемлемости в качестве доказательства и у многих других ученых.
(2) Шихабуддин Ахмад ибн Хамза ар-Рамли аш-Шафии (ум. 957 г.х.), правовед, муфтий, предводитель шейхов шафиитского мазхаба в его время, учитель имамов мазхаба из последующего поколения.
(3) Сказал шейх уль-Ислам Ибн Таймия: «А что касается выплаты заката, искупления и тому подобного стоимостью, то известно, что мазхабе Малика и аш-Шафии это не разрешено, у Абу Ханифы — разрешено, а Ахмад, да помилует его Аллах, разрешил выплачивать стоимостью в одних случаях и запретил в других. …И более очевидным является то, что выплата стоимостью без нужды и преобладающего полезного эффекта не разрешена. …А выплата стоимостью по нужде или из-за преобладающего полезного эффекта, или справедливости — нет в этом проблем». См. «Маджму’ аль-фатауа» 25/82-83.
Сказал Бурхануддин Ибн аль-Каййим в «Ихтиярат Ибн Таймия» с. 138, перечисляя мнения Ибн Таймии: «И (его мнение заключается в том) что разрешено выплачивать стоимостью закат с имущества и закат аль-фитр, если в этом больше пользы для нуждающихся».
(4) Абу Джа’фар Ахмад ибн Мухаммад аль-Азди аль-Мисри ат-Тахави аль-Ханафи (ум. 321 г.х.) — мухаддис, хафиз, надежный передатчик, правовед, муджтахид в мазхабе имама Абу Ханифы. Ученые мазхаба, признавая его великое достоинство и превосходство, разногласят лишь о его степени в иджтихаде: он муджтахид мазхаба, который может противоречить имаму в некоторых вопросах, или муджтахид в отдельных вопросах, в которых нет постановления от имама.

وأكثر تفصيلا واستدلالا يكون جواب مفتي مصر، وقد اتخذ الرياسة الدينية بمصر مذهب الإمام أبي حنيفة أصلا في الإفتاء:

فتوى مفتي مصر الشيخ شوقي إبراهيم علام في أداء ذكاة الفطر مالا أي نقدا
فتوى مفتي مصر الشيخ شوقي إبراهيم علام في أداء ذكاة الفطر مالا أي نقدا

(1) حديث «أغنوهم عن طواف هذا اليوم» ضعفه النووي في «المجموع» 6/126 وابن حجر في «بلوغ المرام»، ص. 177، ولا بد أن يتبه أن تقييم حجية أحاديث عند علماء الحفية يختلف عما عليه أصحاب بقية المدارس.
(2) الشهاب الرملي: شهاب الدين أحمد بن حمزة الرملي الشافعي (ت. 957 هـ) الفقيه المفتي انتهت إليه الرياسة في العلوم الشرعية بمصر وفي المذهب الشافعي خاصة.
(3) «ورجحه ابن تيمية للمصلة». قال شيخ الإسلام ابن تيمية: «وَأَمَّا إخْرَاجُ الْقِيمَةِ فِي الزَّكَاةِ وَالْكَفَّارَةِ وَنَحْوِ ذَلِكَ. فَالْمَعْرُوفُ مِنْ مَذْهَبِ مَالِكٌ وَالشَّافِعِيِّ أَنَّهُ لَا يَجُوزُ وَعِنْدَ أَبِي حَنِيفَةَ يَجُوزُ وَأَحْمَد — رَحِمَهُ اللَّهُ — قَدْ مَنَعَ الْقِيمَةَ فِي مَوَاضِعَ وَجَوَّزَهَا فِي مَوَاضِعَ … وَالْأَظْهَرُ فِي هَذَا: أَنَّ إخْرَاجَ الْقِيمَةِ لِغَيْرِ حَاجَةٍ وَلَا مَصْلَحَةٍ رَاجِحَةٍ مَمْنُوعٌ مِنْهُ … وَأَمَّا إخْرَاجُ الْقِيمَةِ لِلْحَاجَةِ أَوْ الْمَصْلَحَةِ أَوْ الْعَدْلِ فَلَا بَأْسَ بِهِ». انظر: «مجموع الفتاوى» 25/ 82-83.
وقال برهان الدين ابن القيم في «اختيارات ابن تيمية»، ص. 138: «وأنه يجوز إخراج القيمة في زكاة المال وزكاة الفطر إذا كان أنفع للمساكين»
(4) الإمام الطحاوي: أبو جعفر أحمد بن محمد الأزدي المصري الطحاوي الحنفي (ت. 321 هـ) محدث ثقة حافظ فقيه مجتهد الحنفية. قال بعض علماء الحنفية: هو مجتهد في مسائل لم ينص فيها الإمام، وقال بعضهم: بل مجتهد المذهب وقد يخالف الإمام في مسائل.

Можно добавить, что это также одно из двух мнений, передаваемых от шейха аль-Альбани. Более известно второе с запретом выплаты заката аль-фитр деньгами и критикой мнения о разрешенности этого. Но передано от него и следующее:

Вопрос: «Можно ли выплачивать стоимость заката аль-фитр вместо того, чтобы выплачивать самими продуктами?»
Ответ: «Тут вне сомнений ответ будет зависеть от обстоятельств и положения общества. Есть общества на которые повлияла городская жизнь и цивилизация, и люди не производят муку сами. И если дать какому-либо из бедняков пшеницу или ячмень, то он не будет нуждаться в этом, и ему придется продавать его, затем, получив деньги, покупать то из еды и питья, в чем он нуждается в день праздника. Тогда мы скажем: если мы будем держаться выплаты заката аль-фитр теми видами продуктов, которые пришли в шариатских тестах, то создадим бедняку неприятности и станем причиной вреда для него два раза. Первый раз, когда он станет продавать эти продукты и потеряет в их стоимости, затем во второй раз, когда он пожелает купить что-то другое. То есть у него будут неприятности.
Этот вопрос о закате аль-фитр не из тех вопросов поклонения, о мудрости которых нам неизвестно, неизвестна та польза в них к которой стремится шариат, чтобы мы сказали: «Так пришло в шариате, и нет для нас иного пути, кроме смирения, как и в других видах поклонения». Наоборот, это из тех постановлений, смысл и мудрость которых понятны. И нет сомнений, что Законодатель желал посредством этого пользы для бедняка. А пользе бедняка в подобной среде будет нанесен вред, если ты будешь держаться за выплату продуктами. И правильное мнение в том, на чем ханафиты — это разрешенность выплаты стоимостью в подобном обществе».
См. «Аль-Хави мин фатауа аш-шейх аль-Альбани» 1/332. Спросили шейха Абу Исхака аль-Хувейни про эту книгу, и он ответил: «Она составлена из записей шейха аль-Альбани»., см. http://www.ahlalhdeeth.com/vb/showpost.php?p=643147&postcount=7

ومن المناسب أن يذكر أن هذا هو أحد قولي الشيخ الألباني وهو غير المشتهر عنه
حيث سئل: هل يجوز إخراج قيمة صدقة الفطر بدلاً من عينها؟
فأجاب: «هذا لاشكَّ يجاب عنه بحسب الظروف والبيئة، فهناك بيئات متأثرة بالمدنية والحضارة؛ النَّاس لا يطحنون بأيديهم؛ فإذا أعطى أحد الفقراء المتصدّق قمحاً أو شعيراً فإنَّه لا يحتاجه وسيلجأ إلى بيعه ثم بعد ذلك يأخذ المال ويشتري ما يحتاجه من طعام وشراب يوم العيد، فحينئذ نقول: إذا تمسكت بإخراج الأعيان التي ورد النص بزكاة الفطر منها: نكون قد آذينا الفقير وسببنا له الضرر مرتين!!؛ مرَّة حين باع هذه الأنواع فإنَّه سيخسر فيها، ثم إذا أراد أن يشتري مرَّة ثانية شيئاً آخر، المهم يتأذى.
وهذه مسألة بالنسبة لزكاة الفطر ليست مسألة من العبادات التي لايدرى الحكمة منها ولا يُعرف وجه المصلحة التي رمى الشارع إليها؛ فنقول: هكذا ورد الشرع فليس علينا إلا التسليم كسائر العبادات!!، بينما هنا أمور مفهومة الحكمة والمعنى فلاشكَّ أنَّ الشارع أراد بها مصلحة الفقير؛ ومصلحة الفقير هنا في مثل هذه البيئات تتضرر إذا تمسكت بإخراج أعيان، الصواب: ما عليه الأحناف من جواز إخراج القيمة في مثل هذه البيئة».
انظر: الحاوي من فتاوى الشيخ الألباني 1/332. سئل الشيخ أبو إسحاق الحوين عن هذا الكتاب فأجاب: هو من شرائط الشيخ الألبانى، انظر: http://www.ahlalhdeeth.com/vb/showpost.php?p=643147&postcount=7

О спорах насчет выплаты закята аль-фитр деньгами

Писал шейх Ахмад ан-Наджар о спорах, категоричности, обвинениях и обязываниях в вопросах заката аль-фитр со стороны тех, кто непригоден для рассмотрения этих вопросов:

«Из малой основательности, слабости в основах и отсутствия видения предмета на основе знания то, что научный поиск и рассмотрение фраз и смысла довода превращается в порочение одного из четырех имамов, выставление его мнения глупостью и полное отрицание наличия у него довода.
Если бы замолчали невежды, то, возможно, уменьшился бы размер и глубина разногласий. Однако им предоставили свободу действий, и они нашли тех, кто аплодирует им.
Мы просим у Аллаха избавления и чтобы Он уберег нас от подобного. О Аллах, дай нам понимание в Твоей религии.
Написал это Ахмад ибн Мухаммад ибн ас-Садик ан-Наджар».
https://www.facebook.com/anaseeh/posts/640452806102601

وكتب الشيخ أحمد النجار عن النزاعات والاتهمات والإلزامات حول مسألة زكاة الفطر:

«من قلة التأصيل وضعف التأسيس وعدم البصيرة أن ينقلب البحث العلمي والنظر في الدليل لفظا معنى إلى الطعن في أحد الأئمة الأربعة، وتسفيه قوله، وتجريده عن الدليل مطلقا.
لو سكت الجهال لربما قلَّ الخلاف والاختلاف لكن خلا لهم الجو ووجدوا من يطبل لهم
نسأل الله العافية والسلامة اللهم فقهنا في دينك
كتبه
أحمد بن محمد بن الصادق النجار»

Также он написал:

«У кого нет понимания, тот делает вопрос иджтихада — выплату заката аль-фитр продуктами или деньгами — вопросом единогласного мнения, в котором не разрешено иное мнение. Когда выдвигает себя (для постановлений о религии) тот, у кого нет понимания, то не удивляйся».
https://www.facebook.com/anaseeh/posts/834289403385606

وكتب: «من لا يفقه: يجعل المسألة الاجتهادية (إخراج زكاة الفطر طعاما او نقدا)مسألة إجماعية لا يسوغ فيها الخلاف
وإذا تصدر من لا يفقه فلا تعجب»

И написал шейх Мутляк аль-Джасир:

«Выплачивать закат аль-фитр деньгами или продуктами?
Этот вопрос повторяется и поднимается каждый год примерно в это время. И снова возвращаются к нему, и добавляют, словно наши ученые не решили его и не исследовали за прошедшие века.
Появляются ребята «шамилиты» и «гуглиты» с их «копировальной» пригодностью, «вставляльной» способностью и «фейсбучным» иджтихадом с цитатами, иснадами и словами ученых в поддержку того мнения или этого.
Затем разногласят ученые-«фейсбукисты» и ведут споры эти муджтахиды о текстах и хадисах, их достоверности и слабости. Обостряется их борьба и затягивается спор при невежестве и завышенном самомнении о своей ученой значимости, и что потом? — Озлобленность, разногласия и порой бойкот.
Господа, это — не фикх.
Это — бред.
Доводы и то, что из них извлекается, и подходы к извлечению, и причины постановлений, и определение указаний фраз доводов — это все дело специалистов, которые пригодны для этого!
Говорит выдающийся ученый аль-Баззар про своего шейха — шейх уль-Ислама Ибн Таймию, да помилует их обоих Аллах: «Я попросил у него, чтобы он написал книгу по фикху, в которой собрал бы выбранные им мнения и то, что он посчитал более сильным, чтобы она была основой в выдаче фатв. И он ответил мне в следующем смысле: «Ответвления фикха — с ними просто. Если мусульманин сделает таклид за одним из ученых, за которыми делается таклид, то разрешено ему поступать в соответствии с его словами, пока он не будет убежден в их ошибочности». См. «Аль-А’лям аль-‘алийя» с. 35.
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1609706192397417&id=100000741542908

وكتب الشيخ مطلق الجاسر:

«هل نخرج زكاة الفطر طعامًا أم نقودً ؟
سؤال مكرور يُطرح كل عام في مثل هذا الوقت ويعاد ويُزاد فيه وكأنه لم يقتله علماؤنا بحثًا منذ قرون !
ويأتي بعضُ الشباب (الشاملاويين والجوجليين!!)بأهليّتهم (القصّيّة) وعُدّتهم (اللزقية) واجتهادهم (الفيسبوكي) بنقول وأسانيد وكلام العلماء في الانتصار لهذا القول أو ذاك
فيختلف العلماء (الفيسبوكيون) ويتجادل المجتهدون في النصوص والأحاديث تصحيحًا وتضعيفًا ويحتدّ الصراع ويطول النقاش بجهل وتعالم .. ثم ماذا !
حزازات وخلافات وتقاطع أحيانًا !
يا سادة .. هذا ليس فقهًا

هذا تخليط
الأدلة والاستنباطات والمآخذ والمدارك ودلالات الألفاظ من اختصاص أهلها الذين هم أهلها!
* يقول العلامة البزار عن شيخه شيخ الإسلام ابن تيمية رحمهما : (.. والتمست منه تأليف نص في الفقه يجمع اختياراته وترجيحاته ، ليكون عمدةً في الإفتاء ، فقال لي ما معناه : الفروع أمرها قريب ومن قلد المسلم فيها أحد العلماء المقلدين : جاز له العمل بقوله ، مالم يتيقن خطأه ، ) إهـــ . الأعلام العلية (صـ35)».

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...