Фикх — это способность (искусство, мастерство). Шейх Абдуссалям аш-Шувейыр
28.10.2017 | 5212
Говорит шейх Абдуссалям ибн Мухаммад аш-Шувейыр:
«Я говорил вам вчера, что фикх иногда может быть представлен путем объединения схожих вопросов и указания различий между вопросами; иногда может быть представлен путем распределения по категориям, иногда может быть представлен путем перечисления ответвлений, иногда путем рассмотрения правил, иногда путем извлечения основ. И все это один и тот же фикх, он не изменяется. Однако, если человек рассмотрит фикх более чем по одному пути и познает его посредством более чем одного средства и метода, он будет более ясен для него самого и более полноценной будет его способность. Таким образом, фикх — это способность. Фикх — это способность.
… Как человек может овладеть им? Оттачивая свою способность в нем и прорабатывая навыки. Это упомянул аль-Газали в начале книги «Шифа аль-галиль фи баян аш-шабах уа аль-мухыль уа масалик ат-та’лиль», он упомянул четыре фактора.
И указал на это пророк, мир ему и благословение Аллаха, когда сказал: «Кому Аллах желает добра, того наделяет пониманием (фикхом) в религии». И пришло в достоверной фразе, как упомянул Ибн Малик, автор «Альфии»… — Поскольку Ибн Малик является тем, кто уточнял правильность огласовок и слов в юнинийской рукописи «Сахиха» аль-Бухари, это известная рукопись. Аль-Юнини читал ее Ибн Малику, и огласовки, которые в ней, это огласовки Ибн Малика. И упомянули те, кто объяснял этот хадис, что слово «юфаккыхху» (наделит его пониманием) пришло в двух вариантах огласовок. Пришло в двух вариантах: «юфаккыхху» (наделит его пониманием) и «юфаккухху». И второй вариант через «у» дает смысл, согласно которому фикх станет способностью человека и его постоянным качеством.(1)
Поэтому упоминают в виде шутки, что про Сахнуна(2) — а его имя было Абдуссалям аль-Хымсы — говорили, что если бы разрезали его вену, то вместе с кровью вышел бы фикх по причине того, насколько совершенен был его фикх и велика его способность в нем.
Мы говорим: фикх — это не столько запоминание и познание постановлений, сколько способность. И невозможно развить способность в нем, кроме как осваивая его с разных сторон, разными путями. Это — способность и ремесло. Хорошо.
И это даже утверждено в самом фикхе: говорят правоведы (ханбалитского) мазхаба, что нельзя в качестве махра устанавливать Коран, но разрешено в качестве махра установить обучение фикху. Почему? Потому что Коран — повиновение Аллаху и поклонение и не разрешено брать за него плату, а фикх — это ремесло, подобно обучению плотницким работам, работе с электричеством, литейному делу. Говорят: «Это — ремесло». Это обучение. И поэтому разрешено брать за это плату, и разрешено устанавливать махром в брачном договоре».
________________________
(1) Видимо, шейх здесь несколько запутался. Авторы объяснений к этому хадису не упоминают другой формы этого слова в хадисе, а говорят это о самом слове «фикх», что его глагольная форма может быть «факыха», от которой образуется слово «юфаккыхху», и «факуха», от которой может быть образовано слово «юфаккухху». И при варианте с «у» в середине слова оно будет указывать на то значение, о котором говорил шейх. Писал имам Ибн Хаджар аль-Аскаляни аш-Шафии: «Его слово «юфаккыхху» значит «наделяет пониманием»… Говорится «факуха», с «у», когда фикх становится натурой (естеством) человека». См. «Фатх аль-Бари» 1/164.
قال الإمام ابن حجر العسقلاني الشافعي: «قَوْلُهُ يُفَقِّهْهُ أَيْ يُفَهِّمُهُ كَمَا تَقَدَّمَ وَهِيَ سَاكِنَةُ الْهَاءِ لِأَنَّهَا جَوَابُ الشَّرْطِ يُقَالُ فَقُهَ بِالضَّمِّ إِذَا صَارَ الْفِقْهُ لَهُ سَجِيَّةً». انظر: «فتح الباري» 1/ 164.
(2) Сказал о нем хафиз аз-Захаби аш-Шафии: «Имам, выдающийся ученый, факых Запада, Абу Саид Абдуссалям ибн Хабиб ибн Хассан ибн Хиляль ибн Баккар ибн Раби’а ибн Абдуллах ат-Танухи аль-Хымсы аль-асль аль-Магриби аль-Кайравани аль-Малики кады Кайравана, позаботившийся о «Мудаввана». См. «Ас-Сияр» 12/63-64. Взял фикх мазхаба имама Малика от его ученика — имама Абдуррахмана ибн аль-Касима.
قال الحافظ الذهبي الشافعي عن الإمام سحنون: «الإِمَامُ، العَلاَّمَةُ، فَقِيْهُ المَغْرِبِ، أَبُو سَعِيْدٍ عَبْدُ السَّلامِ بنُ حَبِيْبِ بنِ حَسَّانَ بنِ هِلاَلِ بنِ بَكَّارِ بنِ رَبِيْعَةَ بنِ عَبْدِ اللهِ التَّنُوْخِيُّ، الحِمْصِيُّ الأَصْلِ، المَغْرِبِيُّ، القَيْرَوَانِيُّ، المَالِكِيُّ، قَاضِي القَيْرَوَانِ، وَصَاحِبُ المُدَوَّنَةِ». انظر: «السير» 12/ 63-64.
Смотреть видеозапись без русских субтитров: