Имам Ибн аль-Джаузи аль-Ханбали о науке фикха
17.12.2017 | 4897
الإمام ابن الجوزي الحنبلي: فضل ومكانة علم الفقه
Писал имам Джамалюддин Абу аль-Фарадж Абдуррахман ибн Али ибн Мухаммад аль-Джаузи аль-Ханбали (ум. 597 г.х.):
«Самый значимый путь в познании важности чего-либо — рассмотрение его плодов. И кто призадумается над плодами фикха, тот узнает, что это наилучшая из наук. Предводители мазхабов посредством фикха полностью превзошли все творения, даже если во время кого-то из них был кто-то более знающий Коран, или хадисы, или язык.
И обрати внимание на это в наше время: ты можешь увидеть, как молодой парень, который знает явные вопросы разногласий и ограничивается этим, знает из постановлений Аллаха о различных ситуациях то, чего не знает выдающийся из остальных ученых (в других науках).
Сколько мы видели таких, кто достиг высот в знании Корана, или хадисов, или языка, и, вместе с тем, что они состоялись как шейхи, они не знали большинство положений шариата, и, может быть, даже не имели знаний о том, какое намерение у них должно быть в молитве.
И в то же время нужно, чтобы правоведу не были чужды остальные науки, ведь так он не будет правоведом. Пусть возьмет из каждой науки удел, а затем всецело предастся науке фикха».
См. «Сейд аль-хатыр», с. 177.
قال الإمام جمال الدين أبو الفرج عبد الرحمن بن علي بن محمد الجوزي الحنبلي (ت. 597 هـ):
«أعظم دليل على فضيلة الشيء النظر إلى ثمرته، ومن تأمل ثمرة الفقه، علم أنه أفضل العلوم. فإن أرباب المذاهب فاقوا بالفقه الخلائق أبدًا، وإن كان في زمن أحدهم من هو أعلم منه بالقرآن أو بالحديث أو باللغة.
واعتبر هذا بأهل زماننا؛ فإنك ترى الشاب يعرف مسائل الخلاف الظاهرة، فيستغني، ويعرف من حكم الله تعالى في الحوادث مالا يعرفه النحرير من باقي العلماء!
وكم رأينا مبرزًا في علم القرآن، أو في الحديث، أو في التفسير، أو في اللغة لا يعرف -مع الشيخوخة- معظم أحكام الشرع، وربما جهل علم ما ينويه في صلاته!
وعلى أنه ينبغي للفقيه ألا يكون أجنبيًّا عن باقي العلوم، فإنه لا يكون فقيهًا، بل يأخذ من كل علم بحظ، ثم يتوفر على الفقه، فإنه عز الدنيا والآخرة».
انظر: «صيد الخاطر»، ص. 177.
Имам Ибн Абдульбарр аль-Малики передал подобный смысл в своей книге «Бахджа аль-маджалис» (3/172):
«Говорилось: богобоязненные — господа, а правоведы (факыхи) — руководители, и нахождение с ними в одном собрании — добавка. Имеется в виду: в благом».
وفي نفس المعنى قال الإمام ابن عبد البر المالكي: «كان يقال: المتقون سادة، والفقهاء قادة ومجالستهم زيادة — يعني في الخير».
انظر: «بهجة المجالس» 3/ 172.