Имеет ли значение мнение большинства ученых? Или можно его свободно отбрасывать со словами «большинство — это не иджма», «мы не джумхуриин»?

3 месяца назад | 318

الشيخ ابن عثيمين والشيخ صالح العصيمي عن ظاهرة استخفاف من قول الجمهور

Говорит шейх Ибн Усаймин: «Если ты увидишь, что большинство ученых (джумхур) на определенном мнении, то не оставляй мнение большинства ученых, кроме как после исследования и уточнения, потому что маловероятно, что меньшинство и есть обладатели знания.
То есть, если ты увидишь, что в некоем вопросе разногласят ученые, и большинство из них говорит одно, а остальные другое, и более весомым в твоих глазах видится мнение меньшинства, то не берись за него сразу, призадумайся: каковы доводы других ученых? Потому что в основном истина бывает с большинством.
Призадумайся сначала, затем, если прояснится для тебя, что истина с меньшинством, то следуй истине. Однако то, что ты берешься сразу за то, что увиделось более весомым для тебя, в то время как большинство на обратном мнении — это никак не годится«.

См. «Шарх хилия талиб аль-ильм», 249-250. Сл. «Шарх аль-хилия», 8.

قال الشيخ ابن عثيمين: «إذا رأيت أكثر العلماء على قول فلا تعدل عن قول أكثر العلماء إلا بعد التمحيص والتحقيق لأنه من المستبعد أن يكون الأقل هم أهل العلم ، بمعنى: إذا رأيت مسألة من المسائل اختلف فيها العلماء وأكثرهم يقول بكذا، والآخرون يقولون بكذا، وترجح عندك قول الأقل ، لا تأخذ به مباشرة ، فكر، ما هي أدلة الآخرين؟ لأن الأكثر في الغالب يكون معهم الحق ، ففكر أولا ، ثم إذا تبين لك أن الحق مع الأقل فاتبع الحق ، لكن كونك تأخذ مباشرة بما ترجح عندك والجمهور على خلافه هذا لا ينبغي أبدا».
انظر: «شرح حلية طالب العلم»، ص. 249-250؛ استمع: «شرح الحلية» 8.

Говорил шейх Салих аль-Усейми во введении к объяснению «Ключа в фикхе» (сокр. перевод): «В результате ты можешь увидеть, как кто-то из современников, поверхностно ознакомившийся с чем-то из фикха, заявляет, что такое-то положение, приходящееся главным мнением в мазхабе, является нововведением! Это очень опасные слова. Неужели вы думаете, что мазхаб, принятый к следованию мусульманами, который постоянно передают и распространяют правоведы поколение за поколением, община за общиной, наполнен — как говорят те люди — ересью и новшествами? Невозможно допустить такое в уме. И простите мне, братья, иногда от боли человек разговаривает не языком ученых. Я говорю: большинство тех ученых возможно уже заняли свои места в Раю. Это большие ученые. Они всю свою жизнь, все свое время посвятили обучению, получению знаний и написанию трудов, оставив мирские желания. Затем ты думаешь, что это пустяковое дело – отбрасывать их слова?
Это не пустяковое дело, братья! Ты должен постоянно опасаться этого, и опасайся прибегать к выражению того, кто сказал, да помилует его Аллах: «Не бойся кнута большинства». – Клянусь Аллахом, мы боимся его из страха перед Аллахом, а не от боязни большинства. Почему?! Потому что большинство – это кто? Если ты почитаешь биографию одного только ханбалита – Абдульгани аль-Макдиси, да помилует его Аллах, прочитаешь, что он делал молитву «духа» в триста ракатов. – Если такой выскажется о религии, неужели ты думаешь, что твое мнение будет подобно его мнению? Не обольщайтесь собой, братья. Нас погубило выражение: «Более сильное мнение». «Более сильное» по чьему усмотрению?!

Если мы захотим посмотреть на положение этого поколения и сравнить его с предыдущим, то увидим отражение этого в словах поэта:

Не стоим мы даже упоминания рядом с ними,
Ведь тот, кто здоров и идет твердым шагом, не таков, как сидячий.

Как же далеко песку до звезд!

Знание, это не только множество книг и прочитанного. Знание – оно в познании Аллаха, опасении Его, боязни Его, возвеличивании и почитании Его. – Это то, что было у них.
И ты, если пожелаешь вывести свое «более весомое мнение», то сам ты более ли весом? Или ты не имеешь веса, а они и есть более весомые?»

الشيخ صالح بن عبد الله العصيمي عن رمي معتمد المذهب بالبدعة ومقولة «لا تخشينّ سوط الجمهور».
قال الشيخ في مقدمة شرح المفتاح في الفقه:

انظر: تفريغ شرح الشيخ العصيمي على «المفتاح في الفقه على مذهب الإمام أحمد»، ص. 13

Также по теме: Весомость мнения четырех имамов для шейх уль-Ислама Ибн Таймии (مكانة أراء أئمة المذاهب الأربعة في كلام شيخ الإسلام ابن تيمية): https://muntaqa.info/it-4imama

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...