Как относятся друг к другу современные ученые мазхабов и современные «последователи доводов»?
24.11.2017 | 3057
Посмотрим на книгу, посвященную большому шафиитскому шейху из г. Ахса, Королевства Саудовская Аравия. Книга называется «Шейх Ахмад ибн Абдуллах ад-Дуган — обновитель шафиитской школы в аль-Ахса».
Предисловие написали:
Шейх Яхья ибн Мухаммад ибн Аби Бакр аль-Мулля аль-Ахсаи аль-Ханафи
Шейх д.н. Кейс ибн Мухаммад али аш-Шейх Мубарак аль-Ахсаи аль-Малики
Шейх д.н. Ахмад ибн Абдуллатыф аль-‘Арфадж аль-Ахсаи аш-Шафии
Шейх Абдульмухсин ибн Мухаммад аль-Бунъян аль-Ахсаи аль-Ханбали
Как понимаем, представители разных мазхабов отозвались с похвалой о вкладе шейха ад-Дугана в оживление и распространение шафиитского мазхаба. В свете этого понятно, как для людей осведомленных выглядят пропагантистские заметки с попыткой навязать незнающим мусульманам стереотип, что приверженность мазхабу означает фанатизм и ненависть к остальным мазхабам.
Более того, можно заметить, что в наше время среди шейхов четырех мазхабов самые дружественные, наполненные взаимным уважением отношения. В то время как у тех, кто выступает против мазхабов «потому что они разделяют мусульман», и «следует доводам» потому что это «объединяет мусульман» — у них уже организованы десятки группировок, фанатичных к своим предводителям и наполненных ненавистью ко всем остальным.
Можно ли представить, чтобы сторонники «следовавшего доводам» шейха аль-Альбани писали предисловие к книгам «следовавшего доводам» шейха аль-Гумари?
Можно ли представить, чтобы сторонники «следующего доводам» шейха аль-Халяби писали предисловия к книгам «следующего доводам» шейха аль-Мадхали?
Можно ли представить, чтобы сторонники «следующего доводам» шейха аль-Мадхали писали предисловие к книгам «следующего доводам» шейха аль-Хаджури?
Можно ли представить, чтобы сторонники «следующего доводам» шейха аль-Хаджури писали предисловия к книгам «следующего доводам» шейха аль-Адави?
Ни в коем случае. Потому что каждый уверен, что «доводам следовать» все другие должны так, как понял только их предводитель, а все остальные «доводам следуют» неправильно.
И таких примеров можно привести очень много.
А среди более мелких призывающих на местах — не счесть. У каждого своя партия фанатиков, с ненавистью бросающаяся на несогласных. И все «следуют доводам» в своем понимании, отвергают следование за имамами «чтобы не разделяться», а все делятся и делятся. И только в последние пару недель образовалось новое разделение: между «следующими за доводами» сторонниками шейха Мухаммада ибн Хади аль-Мадхали и «следующими за доводами» сторонниками шейха Убейда аль-Джабири. Теперь первые вторых называют новой группировкой «са’афика» (ар. «базарные дельцы без капитала») и составляют их в списки «списанных».
И в то же время вот другие примеры взаимоотношений между учеными мазхабов на продолжении всей исламской истории:
1. https://muntaqa.info/phanb
2. https://muntaqa.info/dost
3. https://muntaqa.info/knigi
Как и объяснял шейх Ибн Усаймин: не приверженность мазхабам разделяет умму, а фанатичные группы: https://muntaqa.info/usmaz