Имам Ибн аль-Джаузи: Для чего человеку дан разум?

05.01.2018 | 4209

الإمام ابن الجوزي: وهب الله تعالى العقل للإنسان ليثبت عليه الحجة

Пишет имам Абу аль-Фарадж Абдуррахман ибн аль-Джаузи аль-Ханбали: «Я задумался над словами Всевышнего Аллаха: «Неужели ты не видишь, что перед Аллахом падают ниц те, кто на небесах и на земле, солнце, луна, звезды, горы, деревья, животные и многие из людей». Затем Он сказал: «А многие из них заслуживают мучений. Никто не окажет почтения тому, кого унизит Аллах. Воистину, Аллах поступает так, как пожелает». (Хадж, 18) И увидел, что все неодушевленные предметы описаны совершением земного поклона, а среди наделенных разумом сделано исключение. Вспомнились по этому поводу слова:

«Кто речи лишен, не отвергнет Того, Кто его сотворил.
Лишь тот, кто описан был речью, пришел с непризнаньем».

И я сказал себе: «До чего же это великая мощь: человеку даруется разум, а затем он лишается пользы от него! Это сильнейшее доказательство существования Могущественного, Решающего (Аллаха). А иначе, как может быть нормальным то, чтобы разумный не знал, что если он существует, то существует и Тот, Кто сделал его существующим? И как он может вытесывать своими руками идол, а затем поклоняться ему?»
Однако Истинный Пречистый и Всевышний Бог, даровал народам из разума то, что подтверждает очевидность довода против них, и ослепил, как пожелал, их сердца к ясному пути».

См. «Сейд аль-хатыр», с. 424-425.

قال الإمام أبو الفرج عبد الرحمن بن الجوزي الحنبلي: «نظرت في قول الله تعالى: {أَلَمْ تَرَ أَنَّ اللَّهَ يَسْجُدُ لَهُ مَنْ فِي السَّمَاوَاتِ وَمَنْ فِي الْأَرْضِ وَالشَّمْسُ وَالْقَمَرُ وَالنُّجُومُ وَالْجِبَالُ وَالشَّجَرُ وَالدَّوُابُّ وَكَثِيرٌ مِنَ النَّاسِ} ثم قال: {وَكَثِيرٌ حَقَّ عَلَيْهِ الْعَذَابُ وَمَنْ يُهِنِ اللَّهُ فَمَا لَهُ مِنْ مُكْرِمٍ إِنَّ اللَّهَ يَفْعَلُ مَا يَشَاءُ} [الحج: 18] … فرأيت الجمادات كلها قد وصفت بالسجود، واستثنى من العقلاء! فذكرت قول بعضهم:

ما جحد الصامت من أنشأه … ومن ذوي النطق أتى الجحود

فقلت: إن هذه لقدرة عظيمة، يوهب عقل للشخص، ثم تسلب فائدته! وإن هذا لأقوى دليل على قادر قاهر؛ وإلا فكيف يحسن من عاقل ألا يعرف بوجوده وجود من أوجده؟! وكيف ينحت صنمًا بيده ثم يعبده؟!
غير أن الحق سبحانه وتعالى وهب لأقوام من العقل ما يثبت عليهم الحجة، وأعمى قلوبهم كما شاء عن المحجة».
انظر: «صيد الخاطر»، ص. 424-425.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...