Времена, в которые дуа принимается лучше. Шейх Абдурраззак аль-Бадр
26.10.2017 | 11707
الشيخ عبد الرزاق بن عبد المحسن البدر: أوقاتٌ يُستجابُ فيها الدعاء
Писал шейх Абдурраззак ибн Абдульмухсин аль-Бадр в книге «Правовые положения, касающиеся дуа и поминаний Аллаха»:
«Когда Великий и Могучий Аллах узаконил для Своих рабов дуа, воодушевил и побудил его делать, и из Своей милости и щедрости пообещал ответ на него, то установил вместе с этим
— благодатные места
— и времена,
— а также великий этикет.
И тем самым удел раба в принятии его дуа и ответе на него будет зависеть от того насколько он позаботился о том, чтобы собрать все упомянутые выше причины при совершении дуа.
Одним из благодатных временных промежутков, в который мусульманину нужно стараться обращаться с дуа к Аллаху — это предрассветное время и время последней третьей части ночи. Сказал Всевышний Аллах:
«… и просят они прощения перед рассветом». (Сура «Семейство Имрана», аят 17)
И сказал Всевышний: «Они спали лишь малую часть ночи, а перед рассветом они молили о прощении». (Сура «Рассеивающие», аяты 17 — 18)
Также в достоверном хадисе от пророка, мир ему и благословение Аллаха, переданном по множеству цепочек передатчиков (мутаватир), утверждено, что он сказал: «Наш Благодатный и Всевышний Господь спускается каждую ночь на нижайшее небо — и это в то время, когда остается последняя треть ночи — и говорит: “Кто станет взывать ко Мне, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?” (Аль-Бухари 1145, 6321, 7494, Муслим 758)
Этот великий хадис указывает на почет и великое значение этого промежутка времени для Аллаха. Указывает на то что Он, пречистый от всяких недостатков, по совершенству Его добродетели и полноценности Его милости Сам нисходит в это время на нижайшее небо, настоящим нисхождением, так, как подобает Ему, пречистому от всяких недостатков. Не подобно тому, как спускаются творения, пречист Он от этого. И не способен ни один из созданных постичь, каким образом это происходит, ведь каковость Его качеств неизвестна творениям.
Так же как каковость Его сущности неизвестна им. И никому не положено погружаться в рассмотрение чего-либо из Его качеств, прибегая к изменению их смысла, или к лишению их смысла, или к формированию их образа, или к их уподоблению качествам творений.
Хадис является доводом на достоинство этого благословенного времени и на то, что это — наилучшее время для дуа, испрашивания прощения и устремления с просьбами к Аллаху. И что дуа в это время заслуживает ответа. Сказал шейх уль-ислам Ибн Таймия, да помилует его Аллах: «В конце ночи в сердцах людей есть такая направленность, приближенность, мягкость, которой нет в другое время, и это подходит к Его снисхождению на нижайшее небо и Его слов: «Есть ли взывающие? Есть ли просящие? Есть ли кающиеся?»» («Маджму’ аль-фатауа» 5/130-131)
Также к благодатным временам, в которые Аллах чаще дает ответ на дуа, относится определенное время в день пятницы.
В двух сборниках достоверных хадисов передан хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, упомянув пятницу, сказал: «В этот день есть такой час, что если выстаивание молитвы мусульманином и его просьбы к Аллаху о чем-то совпадут с этим временем, то Аллах непременно даст ему то, что он просил». И пророк, мир ему и благословение Аллаха, сделал рукой знак, указывая, что промежуток этого времени небольшой. (Аль-Бухари 935, Муслим 852)
Обладатели знания разделились в определении этого промежутка времени и образовалось у них около сорока мнений в этом вопросе, из них наиболее сильны и ближе всего к доводу два.
Первое: что оно начинается от того момента как сядет имам на минбаре и заканчивается с окончанием пятничной молитвы (салятуль-джум’а). Доказательством этого мнения служит хадис от Абу Бурда ибн Аби Муса аль-Ашари, о том, что Абдуллах ибн Умар спросил его: «Слышал ли ты, чтобы твой отец передавал что-нибудь от посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о часе в пятницу?» Абу Бурда ответил: «Да я слышал, как он сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Это время между тем как сядет имам и окончанием молитвы». Муслим 853.
Второе: что оно после молитвы Аср и до захода Солнца. Из доводов в пользу этого мнения то, что приводит Ахмад и Ибн Маджа в его «Сунан» от Абдуллаха ибн Саляма, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сидел, а я сказал: «Мы находим в Книге Аллаха (он имел в виду Тору в данном случае) что в пятницу есть такой час, что если выстаивание молитвы мусульманином, и его просьбы к Аллаху о чем-то совпадут с этим часом, то Аллах непременно даст ему то, в чем он нуждается». Сказал Абдуллах:«Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, указал:«Или часть часа».- Я сказал: «Ты прав о посланник Аллаха: или часть часа. Так в какое же время этот час?» Ответил: «Это последний час из часов дня». Я сказал: «Это ведь не время совершения молитвы». Ответил: «Нет же, если верующий раб совершил молитву, затем сел и сидит только ради ожидания следующей молитвы, то он считается находящимся в молитве». (Ахмад 5/451, Ибн Маджа 1139. Сказал Ибн Хаджар: «Хадис достоверный, и внешне его форма указывает на то, что он передается от пророка». См. «Натаидж аль-афкар», 2/410)
Хафиз Ибн Хаджар перечислил все мнения по этому вопрос и затем сказал: «Вне сомненья, самые весомые мнения из перечисленных — это хадис Абу Мусы и хадис Абдуллаха ибн Салям». (См. «Фатх аль-Бари», 2/421)
Ибн аль-Каййим в книге «Зад аль-маад» (1/390-391) отдал перевес второму мнению, то есть, что это время после предвечернего намаза, и привел в доказательство хадис Абдуллаха ибн Саляма и другие хадисы, которые есть по этому вопросу.
К временам, обладающим особым достоинством относится благословенный месяц рамадан, особенно десять последних ночей в нем, и особенно Ночь Предопределения, которая лучше, чем тысяча месяцев. В сборнике имама ат-Тирмизи и у других приводится достоверный хадис от матери верующих Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «Я сказала: «О посланник Аллаха, если я узнаю Ночь Предопределения, что мне говорить в эту ночь?» Он ответил: «Говори: о Аллах, Ты прощающий, любишь прощать, прости же мне». (Аллахумма анта ‘афуввун тухиббуль афуа фа’фу ‘анни) (Ат-Тирмизи 3513, Ибн Маджа 3850, достоверность подтвердили ат-Тирмизи и аль-Альбани в «Тахридж Аль-Мишкат» 2091)
Из временных периодов, обладающих особым достоинством, а также периодов, в которые следует мусульманину обращаться к Аллаху с дуа — день Арафа. В этот благой день Аллах отвечает на дуа, прощает грехи, стирает ошибки. Достоверно передано в хадисе от пророка, мир ему и благословение Аллаха, что он сказал: «Лучшее дуа — дуа в день Арафа, и лучшее, что говорил я и пророки до меня: «Нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, единственнен Он, нет у Него соучастников, Ему принадлежит власть, Ему вся хвала, и Он над всякой вещью мощен». (Ля иляха илля Ллаху уахдаху ля шарика лях, ляхуль хамду уа ляхуль мульку, уа хууа аля кулли шай-ин кадир) (Ат-Тирмизи 3585. Шейх аль-Альбани подтвердил, что хадис хороший по причине других, укрепляющих его хадисов. «Сильсиля ас-сахиха» 4/7,8)
Из временных промежутков, в которые более ожидаем ответ на дуа — время между азаном и икаматом, согласно достоверному хадису от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха сказал:«Не отвергается дуа между азаном и икаматом, так взывай же». (Ахмад 3/119, 155, ат-Тирмизи 212, Абу Дауд 521 и другие. Достоверность подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахих аль-джами» 3408) И достоверно передано от пророка, мир ему и благословение Аллаха, что дуа при призыве к молитве не отвергается. Передал Сахль ибн Са’д ас-Са’иди, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Два не отвергаются», — или: «Два редко отвергаются — дуа при призыве и дуа во время бедствия, когда убивают одни других». (Абу Дауд 3540, аль-Хаким 1/198. Сказал Ибн Хаджар: «Хадис хороший достоверный». См. «Натаидж аль-афкар» 1/381)
Также следует мусульманину делать дуа в конце обязательных молитв. В сборнике хадисов имама ат-Тирмизи, и в сборниках других имамов передан хадис от Абу Умамы аль-Бахили, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Спросили: «О посланник Аллаха, какое дуа будет услышано?» Он ответил: «Совершаемое в конце ночи и в конце предписанных намазов». (Ат-Тирмизи 3499. Шейх аль-Альбани подтвердил, что хадис хороший, в «Сахих Сунан ат-Тирмизи» 2782)
И завещал он, мир ему и благословение Аллаха, Муазу ибн Джабалю говорить в конце каждого намаза: «О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и хорошо поклоняться Тебе» (Аллахумма аынни ‘аля зикрика уа шукрика уа хусни ыбадатик). (Ахмад 5/244, Абу Дауд 1522, Ибн Хиббан 2020. Достоверность подтвердил шейх аль-Альбани в «Сахих Сунан Аби Дауд» 1347)
Под концом намаза, упомянутым в этом и предыдущем хадисе, может подразумеваться время до «саляма» и время после него. Сказал Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах: «Наш шейх (то есть Ибн Таймия, да помилует его Аллах) выбрал в качестве более весомого мнения то, что это время — до «саляма». Я переспросил его об этом, и он сказал: «Конец каждой вещи является его частью подобно задней части животного». (См. «Зад аль-маад» 1/305).
И успех — от Аллаха».
См. «Фикх аль-ад’ыя уа аль-азкар» 2/99-103.
قال الشيخ عبد الرزاق البدر في كتابه «فقه الأدعية والأذكار»:
«إنَّ اللهَ عزَّ وجلَّ لَمَّا شرع لعبادِه الدعاء ورغَّبهم فيه وحثَّهم عليه ووعدهم عليه الإجابةَ تفضُلاً منه سبحانه وتكرُّماً؛ هيَّأ لهم مع ذلك أمكنةً فاضلةً وأزمنةً فاضلةً، وآداباً عظيمةً يكون حظُّ العبد ونصيبُه من القبول والإجابةِ بحسب حظِّه ونصيبِه من تحقيق تلك الأمور وعنايتِه بها.
ومن الأوقات الفاضلةِ التي يحسن بالمسلمِ أن يتحرَّى دعاءَ الله فيها وقتُ السَّحَر وحين يبقى ثلثُ الليل الأخير، قال الله تعالى: {وَالمُسْتَغْفِرِينَ بِالأَسْحَارِ} (1)، وقال تعالى: {كَانُوا قَلِيلاً مِنَ الَّيْلِ مَا يَهْجَعُونَ وَبِالأَسْحَارِ هُمْ يَسْتَغْفِرُونَ} (2)، وثبت في الحديث المتواتر عن النبي صلى الله عليه وسلم أنَّه قال: » ينزل ربُّنا تبارك تعالى كلَّ ليلةٍ إلى سماء الدنيا حين يبقى ثلثُ الليل الآخر، يقول: مَن يدعوني فأستجيب له، مَن يسألني فأعطيَه، مَن يستغفرني فأغفر له «(3).
وهذا الحديث العظيمُ يدلُّ على شرف هذا الوقتِ عند الله وعِظمَ شأنه عنده، وأنَّه سبحانه لكمال إحسانه وتمام لُطفِه ينزل في ذلك الوقت هو سبحانه بنفسه إلى سماء الدنيا نزولاً حقيقياً يليق به سبحانه، لا يُشبه نزولَ المخلوقين تعالى الله وتنزَّه عن ذلك، ولا يدركُ أحدٌ من المخلوقين كيفيةَ نزوله سبحانه؛ إذ إنَّ كيفيةَ صفاته سبحانه مجهولةٌ للخَلق، كما أنَّ كيفيةَ ذاتِه مجهولةٌ لهم، وليس لأحدٍ أن يخوضَ في شيء من صفات الله ـ لا النزول ولا غيره ـ بتحريف أو تعطيل، أو تكييف أو تمثيل.
والحديثُ دليلٌ على فضلِ هذا الوقتِ المباركِ، وأنَّه أفضلُ أوقات الدعاء والاستغفار والإقبال على الله بالسؤال، وأنَّ الدعاءَ في ذلك الوقت مستجابٌ، قال شيخ الإسلام ابن تيمية رحمه الله: » والناس في آخر الليل يكون في قلوبهم من التوجُّه والتقرُّب والرِّقةِ ما لا يوجد في غير ذلك الوقت، وهذا مناسبٌ لنزوله إلى سماء الدنيا، وقوله: هل من داعٍ، هل من سائل، هل من تائب «(4). اهـ كلامُه رحمه الله.
ومِن الأوقات الفاضلة التي يُستجابُ فيها الدعاء الساعةُ التي في يوم الجمعةِ، فقد ثبت في الصحيحين عن أبي هريرة رضي الله عنه: أنَّ رسول الله صلى الله عليه وسلم ذَكَر يومَ الجمعة فقال: » فيه ساعةٌ لا يوافقها عبدٌ مسلمٌ قائمٌ يصلِّي يسأل الله تعالى شيئاً إلاَّ أعطاه إياه، وأشار بيده يُقلِّلُها «(5).
وقد اختلف أهلُ العلم في تعيين هذه الساعةِ على أقوالٍ عديدةٍ تُقارب الأربعين قولاً، إلاَّ أنَّ أقواها وأقرَبَها للدليل قولان:
أحدهما: أنَّها ما بين جلوس الإمام على المنبر إلى حين فراغه من الصلاة، وحُجَّةُ هذا القول حديثُ أبي بُردة بن أبي موسى الأشعريِّ: أنَّ عبدَ الله بنَ عمر قال له: أَسَمِعتَ أباك يحدِّث عن رسول الله صلى الله عليه وسلم في شأنِ ساعةِ الجمعة شيئاً؟ قال: نعم، سمعتُه يقول: سمعتُ رسولَ الله صلى الله عليه وسلم يقول: » هي بين أن يجلس الإمامُ إلى أن تُقضى الصلاة «(6).
والقول الثاني: أنَّها بعد العصر إلى غروب الشمس، ومِن أدلةِ هذا القول ما رواه أحمد وابن ماجه في سننه عن عبد الله بن سلام قال: قلتُ ورسول الله صلى الله عليه وسلم جالسٌ: إنَّا لنجدُ في كتاب الله (يعني التوراة) في يوم الجمعة ساعةٌ لا يوافقُها عبدٌ مؤمنٌ يصلِّي يسألُ الله عزَّ وجلَّ شيئاً إلاَّ قضى الله له حاجتَه، قال عبد الله: فأشار إليَّ رسول الله صلى الله عليه وسلم أو بعض ساعة، قلتُ: صدقتَ يا رسول الله أو بعض ساعة، قلت: أيُّ ساعة هي؟ قال: هي آخرُ ساعة من ساعات النهار، قلتُ: إنَّها ليست ساعةَ صلاةٍ، قال: بلى، إنَّ العبدَ المؤمنَ إذا صلَّى ثمَّ جلس لا يُجلسُه إلاَّ الصلاة فهو في صلاة «(7).
قال الحافظ ابن حجر وقد سرَدَ الأقوالَ: » ولا شكَّ أنَّ أرجحَ الأقوال المذكورةِ حديثُ أبي موسى وحديثُ عبد الله بن سلام «(8) اهـ.
ورجَّح ابن القيم رحمه الله في كتابه زاد المعاد القولَ الثاني، وهو أنَّها بعد صلاة العصر، واحتجَّ بحديث عبد الله بن سلام المتقدِّم وأحاديث أخرى وردت في الباب(9).
ومن الأزمنة الفاضلةِ شهرُ رمضان المبارك، ولا سيما العشرُ الأواخر منه، وخاصة ليلة القدر التي هي خيرٌ من ألف شهر، وقد ثبت في الترمذي وغيره عن أمِّ المؤمنين عائشة رضي الله عنها قالت: قلتُ يا رسول الله: أرأيتَ إن علِمتُ ليلةَ القدر، ما أقول فيها، قال: قولي » اللَّهمَّ إنَّك عَفُوٌّ تُحِبُّ العَفْوَ فاعْفُ عنّي «(10).
ومن الأوقات الفاضلة أيضاً والتي ينبغي للمسلم أن يتحرّى فيها الدعاءَ يومُ عرفة، فهو يومٌ فاضلٌ تُستجابُ فيه الدعواتُ وتُغفر فيه الزَّلاَّتُ وتُكفَّر فيه الخطيئات، وقد ثبت في الحديث عن النبي صلى الله عليه وسلم أنَّه قال: » أفضلُ الدعاءِ دعاءُ يوم عرفة وأفضل ما قلتُه أنا والنبيون من قبلي لا إله إلاَّ الله وحده لا شريك له، له الملك وله الحمد وهو على كلِّ شيء قدير «(11).
ومن الأوقات التي يُرجى فيها قبولُ الدعاء ما بين الأذان والإقامة لِمَا ثبت عن أنس بن مالك رضي الله عنه، عن رسول الله صلى الله عليه وسلم أنَّه قال: » الدعاء لا يُردُّ بين الأذان والإقامة فادعوا » أخرجه أحمد، وأبو داود، والترمذي، وغيرهم(12).
وثبت عن النبي صلى الله عليه وسلم أنَّ الدعاء لا يردُّ عند النداء للصلاة، وذلك فيما رواه سهل بن سعد الساعدي رضي الله عنه قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: » ثنتان لا تُرَدَّان، أو قَلَّما تُرَدَّان، الدعاء عند النداء، وعند البأس حين يلحمُ بعضهم بعضاً «(13).
ومِمَّا ينبغي للمسلم أن يتحرَّى فيه الدعاءَ أدبار الصلوات المكتوبة، ففي الترمذي وغيره بسند جيِّد عن أبي أمامة الباهلي رضي الله عنه قال: قيل يا رسول الله أيُّ الدعاء أَسْمَعُ؟ قال: » جوف الليل الآخر، ودُبر الصلوات المكتوبات «(14).
وأوصى صلوات الله وسلامه عليه معاذ بن جبل أن يقول في دبر كلِّ صلاة » اللَّهمَّ أعِنِّي على ذِكْرِك وشُكرِك وحُسنِ عبادتك «(15)، ودبر الصلاة المذكور في هذا الحديث والذي قبله يحتمل قبل السلام وبعده، قال ابن القيم رحمه الله: » وكان شيخُنا ـ يعني ابنَ تيمية رحمه الله ـ يُرجِّح أن يكون قبل السلام، فراجعتُه فيه، فقال: دُبر كلِّ شيء منه كدبر الحيوان «(16).
وبالله التوفيق».
__________
1 سورة آل عمران، الآية: (17) .
2 سورة الذاريات، الآيات: (17، 18) .
3 صحيح البخاري (رقم:1145) ، (6321) ، (7494) ، وصحيح مسلم (رقم:758) .
4 مجموع الفتاوى (5/130 ـ 131) .
5 صحيح البخاري (رقم:935) ، وصحيح مسلم (رقم:852) .
6 صحيح البخاري (رقم:853) .
7 المسند (5/451) ، وسنن ابن ماجه (رقم:1139) ، وقال الحافظ ابن حجر رحمه الله: » حديث صحيح، وظاهر سياقه الرفع)) . نتائج الأفكار (2/410) .
8 فتح الباري (2/421) .
9 زاد المعاد (1/ 390 ـ 391) .
10 سنن الترمذي (رقم:3513) ، وسنن ابن ماجه (رقم:3850) ، وصححه الترمذي، والألباني في تخريج المشكاة (رقم:2091) .
11 سنن الترمذي (رقم:3585) ، وحسنه العلامة الألباني رحمه الله في الصحيحة (4/ 7، 8) بمجموع الطرق والشواهد.
12 المسند (3/ 119، 155) ، وسنن الترمذي (رقم:212) ، وسنن أبي داود (رقم:521) ، وصححه العلامة الألباني رحمه الله في صحيح الجامع (رقم:3408) .
13 سنن أبي داود (رقم:3540) ، والمستدرك (1/198) ، وقال الحافظ ابن حجر رحمه الله: » حديث حسن صحيح)) . نتائج الأفكار (1/381) .
14 سنن الترمذي (رقم:3499) ، وحسَّنه العلاَّمة الألباني رحمه الله في صحيح سنن الترمذي (رقم:2782) .
15 المسند (5/244) ، وسنن أبي داود (رقم:1522) ، وصحيح ابن حبان (رقم:2020) ، وصححه العلاَّمة الألباني رحمه الله في صحيح سنن أبي داود (رقم:1347) .
16 زاد المعاد (1/305) .
انظر: «فقه الأدعية والأذكار» 2/ 99-103.