Можно ли заслужить довольство родителей после их смерти?
20.07.2018 | 5719
الإمام السفاريني والإمام أبو الليث السمرقندي: إرضاء الوالدين بعد وفاتهما
Пишет имам Шамсуддин Мухаммад ибн Ахмад ас-Саффарини аль-Ханбали:
«Сказал Абу аль-Лейс (ас-Самарканди аль-Ханафи) в его «ат-Танбих»:
«Если кто-нибудь спросит: «А что если родители умерли, гневаясь на сына (дочку) — возможно ли для него достичь их довольства после их смерти?» То ему будет отвечено: он может достичь их довольства, тремя видами дел.
Первое: чтобы этот сын (дочь) сам был праведным, потому что не будет для них ничего любимее, чем его праведность.
Второе: чтобы он поддерживал отношения с их близкими и друзьями. (1)
Третье: чтобы просил для них о прощении, делал за них дуа и раздавал за них пожертвования (садака)». (2)
И передается от некоторых табиинов, что кто делал дуа для родителей каждый день по пять раз, тот исполнил свою обязанность перед ними, в соответствии со словами Всевышнего: «Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие». (Лукман, 14) Благодарность Аллаху заключается в том, чтобы ты совершал молитву пять раз каждый день, и благодарность родителям заключается в том, чтобы ты обращался с мольбой за них пять раз каждый день. И Аллах лучше знает».
См. «Гиза аль-альбаб» 1/394.
_____________
(1) Перед этими словами имам ас-Саффарини упомянул два хадиса, которые объясняют этот пункт. Они приведены ниже.
Передал Муслим от Абдуллаха ибн Динара от Абдуллаха ибн Умара (ибн аль-Хаттаба), да будет доволен Аллах ими обоими (Абдуллахом и Умаром), что на одной из дорог в Мекку ему (Абдуллаху) встретился бедуин, которого Абдуллах ибн Умар поприветствовал миром, усадил на своего осла и отдал ему имаму (головной убор), которую носил сам. Ибн Динар сказал: «Да исправит тебя Аллах, это ведь бедуины, они будут довольны и малым». Абдуллах ибн Умар ответил: «Этот отец был любим для Умара ибн аль-Хаттаба, и я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Наивысшее благочестие (в отношении к родителям), когда сын поддерживает отношения с людьми, которых любил его отец».
И передал Ибн Хиббан в своем «Сахихе» от Абу Бурды, что он сказал: «Когда я прибыл в Медину, ко мне пришел Абдуллах ибн Умар и сказал: «Знаешь ли почему я пришел к тебе?» Я ответил: «Нет». Тогда он сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорит: «Кто хочет поддерживать родственные связи со своим отцом, когда он уже находится в могиле, пусть поддерживает отношения с братьями своего отца». — А между моим отцом — Умаром — и твоим отцом (Абу Мусой аль-Аш’ари) были братские отношения и привязанность, и я хочу поддержать это».
(2) В изданной версии этой книги имама Абу аль-Лейса ас-Самарканди данный отрывок приводится в следующем виде:
«Передано от одного из сподвижников, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Оставление дуа за родителей усложняет жизнь сына (дочки). А может ли он достичь их довольства после их смерти?» Ему было отвечено: «Да, он может достичь их довольства, тремя видами дел.
Первое: чтобы этот сын (дочь) сам был праведным, потому что не будет для них ничего любимее, чем его праведность.
Второе: чтобы он поддерживал отношения с их близкими и друзьями.
Третье: чтобы просил для них о прощении, делал за них дуа и раздавал за них пожертвования». См. «Танбих аль-гафилин», с. 129.
قال الإمام شمس الدين محمد بن أحمد السفاريني الحنبلي:
«قَالَ أَبُو اللَّيْثِ فِي تَنْبِيهِهِ: فَإِنْ سَأَلَ سَائِلٌ أَنَّ الْوَالِدَيْنِ إذَا مَاتَا سَاخِطَيْنِ عَلَى الْوَلَدِ هَلْ يُمْكِنُهُ أَنْ يُرْضِيَهُمَا بَعْدَ وَفَاتِهِمَا، قِيلَ لَهُ بَلْ يُرْضِيهِمَا بِثَلَاثَةِ أَشْيَاءَ،
أَوَّلُهَا أَنْ يَكُونَ الْوَلَدُ صَالِحًا فِي نَفْسِهِ؛ لِأَنَّهُ لَا يَكُونُ شَيْءٌ أَحَبَّ إلَيْهِمَا مِنْ صَلَاحِهِ.
وَالثَّانِي: أَنْ يَصِلَ قَرَابَتَهُمَا وَأَصْدِقَاءَهُمَا. (1)
وَالثَّالِثُ: أَنْ يَسْتَغْفِرَ لَهُمَا وَيَدْعُوَ لَهُمَا وَيَتَصَدَّقَ عَنْهُمَا. (2)
وَذُكِرَ عَنْ بَعْضِ التَّابِعِينَ أَنَّ مَنْ دَعَا لِأَبَوَيْهِ فِي كُلِّ يَوْمٍ خَمْسَ مَرَّاتٍ فَقَدْ أَدَّى حَقَّهُمَا لِقَوْلِهِ تَعَالَى {أَنِ اشْكُرْ لِي وَلِوَالِدَيْكَ إِلَيَّ الْمَصِيرُ} [لقمان: 14] فَشُكْرُ اللَّهِ أَنْ تُصَلِّيَ فِي كُلِّ يَوْمٍ خَمْسَ مَرَّاتٍ، وَكَذَا شُكْرُ الْوَالِدَيْنِ أَنْ تَدْعُوَ لَهُمَا فِي كُلِّ يَوْمٍ خَمْسَ مَرَّاتٍ، وَاَللَّهُ أَعْلَمُ».
انظر: «غذاء الألباب» 1/ 394.
___________
(1) قبل هذا النقل ذكر الإمام السفاريني حديثين فيهما بيان للموضوع:
أَخْرَجَ مُسْلِمٌ عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ دِينَارٍ عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عُمَرَ — رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا — أَنَّ رَجُلًا مِنْ الْأَعْرَابِ لَقِيَهُ بِطَرِيقِ مَكَّةَ فَسَلَّمَ عَلَيْهِ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ عُمَرَ وَحَمَلَهُ عَلَى حِمَارٍ كَانَ يَرْكَبُهُ وَأَعْطَاهُ عِمَامَةً كَانَتْ عَلَى رَأْسِهِ. قَالَ ابْنُ دِينَارٍ: فَقُلْنَا أَصْلَحَك اللَّهُ إنَّهُمْ الْأَعْرَابُ وَهُمْ يَرْضَوْنَ بِالْيَسِيرِ، فَقَالَ عَبْدُ اللَّهِ بْنُ عُمَرَ إنَّ أَبَا هَذَا كَانَ وُدًّا لِعُمَرَ بْنِ الْخَطَّابِ وَإِنِّي سَمِعْت رَسُولَ اللَّهِ — صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — يَقُولُ «وَإِنَّ أَبَرَّ الْبِرِّ صِلَةُ الْوَلَدِ أَهْلَ وُدِّ أَبِيهِ» .
وَأَخْرَجَ ابْنُ حِبَّانَ فِي صَحِيحِهِ عَنْ أَبِي بُرْدَةَ قَالَ: «قَدِمْت الْمَدِينَةَ فَأَتَانِي عَبْدُ اللَّهِ بْنُ عُمَرَ فَقَالَ أَتَدْرِي لِمَ أَتَيْتُك؟ قَالَ قُلْت لَا. قَالَ سَمِعْت رَسُولَ اللَّهِ — صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — يَقُولُ مَنْ أَحَبَّ أَنْ يَصِلَ أَبَاهُ فِي قَبْرِهِ فَلْيَصِلْ إخْوَانَ أَبِيهِ» . وَأَنَّهُ كَانَ بَيْنَ أَبِي عُمَرَ وَبَيْنَ أَبِيكَ إخَاءٌ وَوُدٌّ فَأَحْبَبْت أَنْ أَصِلَ ذَاكَ.
(2) وفي النسخة المطبوعة لكتاب الإمام أبي الليث السمرقندي الحنفي «التنبيه»:
«وَرُوِيَ عَنْ بَعْضِ الصَّحَابَةِ رَضِيَ اللَّهُ تَعَالَى عَنْهُ , أَنَّهُ قَالَ: » تَرْكُ الدُّعَاءِ لِلْوَالِدَيْنِ يُضَيِّقُ الْعَيْشَ عَلَى الْوَلَدِ، وَهَلْ يُمْكِنُهُ أَنْ يُرْضِيَهُمَا بَعْدَ وَفَاتِهِمَا؟ قِيلَ لَهُ: بَلَى يُرْضِيهُمَا بِثَلَاثَةِ أَشْيَاءَ: أَوَّلُهَا أَنْ يَكُونَ الْوَلَدُ صَالِحًا فِي نَفْسِهِ، لِأَنَّهُ لَا يَكُونُ شَيْءٌ أَحَبَّ إِلَيْهِمَا مِنْ صَلَاحِهِ.
وَالثَّانِي أَنْ يَصِلَ قَرَابَتَهُمَا وَأَصْدِقَاءَهُمَا.
وَالثَّالِثُ: أَنْ يَسْتَغْفِرَ لَهُمَا وَيَدْعُوَ لَهُمَا وَيَتَصَدَّقَ عَنْهُمَا». انظر: «تنبيه الغافلين»، ص. 129.