Шейх Ибрахим ар-Рухейли: Как понимать слова ранних имамов (саляфов) о том, что дела нововведенцев не принимаются?
07.06.2017 | 2328
الشيخ إبراهيم الرحيلي: كيف يفهم كلام بعض السلف أن الله لا يقبل عمل المبتدع
«Внешние смыслы текстов и слов ранних имамов о том, что Аллах не принимает дела приверженца нововведений можно понять в нескольких смыслах:
1. Слова понимаются в соответствии с их очевидным смыслом — все дела нововведенца не принимаются, независимо от того ввел он в них новшество или не ввел. Это относится к нововведенцу-неверному (кафир), и не к кому-либо другому.
2. Что имеются в виду нововведенные дела, независимо от того, являются они изначально нововведенными, или же они изначально были в шариате, но было в них добавлено новшество и сделало их неприемлемыми.
Если невозможно истолковать слова о непринятии дел нововведенца двумя вышеупомянутыми способами, когда нововведенец, о котором идет речь, является мусульманином, и когда его дело, о котором вынесено решение о непринятии и отвержении, не является нововведенным, тогда подобные слова можно истолковать следующими двумя способами:
3. Что нововведения уничтожают награду за дела, так что дела эти словно бы и не приняты.
4. Что эти тексты имеют значение устрашения чтобы удержать людей от нововведений и внушить неприязнь к ним.
И основную роль в толковании этих текстов играет заметное противоречие явных смыслов этих текстов
— основам шариата, которые (основы шариата) указывают на то, что дела мусульманина принимаются, если выполняются два условия: чистосердечие и следование (сунне), независимо от того, каков совершивший это дело в других делах — будь там (в других делах) грехи или нововведения. Поскольку они не влияют на принятие этого дела.
— Тому, что шариатские тексты также указывают на то, что умерший, будучи верующим, в любом случае войдет в Рай. Даже если он сделал, что уж сделал из нововведений и грехов, от которых может очиститься попаданием в Ад, во-первых; от других может очиститься мучениями могилы и ужасами собрания и предстояния (для суда), и может быть Аллах простит ему по Свой Милости. Как бы ни было его путь закончится Раем, если была у него основа веры».
См. «Маукыф ахль ас-сунна мин ахль аль-ахва уаль-бида'» 1/292-293.