История испытания имама аль-Бухари мухаддисами Багдада. Шейх Саид аль-Камали
13.07.2018 | 10214
الشيخ سعيد بن محمد الكملي المالكي: قصة امتحان الإمام البخاري
Говорит шейх Саид ибн Мухаммад аль-Камали аль-Малики:
Большой имам Мухаммад ибн Исмаил ибн Ибрахим ибн аль-Мугыра ибн Бардизба аль-Джу’фи аль-Бухари — знамение из больших знамений Аллаха. Милость, дарованная Аллахом этой умме, одно из величайших благ. Память этого человека охватила горизонты в его время, при его жизни.
В один из дней он вошел в Багдад. А Багдад был центром научной жизни и центром знания хадисов в его время. Мухаддисы услышали о прибытии аль-Бухари в Багдад и захотели его испытать. Они выбрали 10 человек. Десять. И дали каждому по 10 хадисов с перепутанными иснадами (цепочками передатчиков). Иснад этого хадиса присоединили к матну (тексту) того, а иснад того к матну этого. Дали выучить каждому по десять перепутанных таким образом хадисов.
Приведу вам пример. Например, аль-Бухари передает хадис: «Поистине, дела по намерениям». — Это один матн. И передает хадис: «Кто застал ракат из намаза, тот застал намаз». (Это второй)
Хадис «поистине, дела по намерениям» передает аль-Бухари от аль-Хумейди от Суфьяна ибн Уейна от Яхьи ибн Саида аль-Ансари от Мухаммада ибн Ибрахима ат-Тейми от Алькамы ибн Уаккаса аль-Лейси от Умара ибн аль-Хаттаба.
А хадис «кто застал ракат из намаза…» он передает от Абдуллаха ибн Юсуфа ат-Тинниси от Малика от аз-Зухри от Абу Саламы ибн Абдуррахмана от Абу Хурайры.
Хорошо. Что они сделали? Они, для примера, взяли хадис «поистине, дела по намерениям» и дали заучить тому человеку, сказав: «Говори: рассказал нам Абдуллах ибн Юсуф от Малика от аз-Зухри от Абу Салямы от Абу Хурайры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, дела по намерениям»«.
И сказали: «Говори: рассказал нам аль-Хумейди от Суфьяна от Яхьи ибн Саида от Мухаммада ибн Ибрахима от Алькамы ибн Уаккаса от Умара ибн аль-Хаттаба, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто застал ракат…»
Это два хадиса. А они так сделали с десятью одного человека, с десятью второго, с десятью третьего, с десятью четвертого. Сколько хадисов они так перемешали? Сто хадисов. У всех у них подменены текст и цепочка передатчиков. И сказали: «Когда мечеть наполнится людьми, спросите аль-Бухари (об этих хадисах)».
И вот пришел аль-Бухари. Это аль-Бухари — мечеть наполнилась, переполнилась людьми. И ученые, которые пришли проверить его, тоже находились среди людей. Когда люди заняли свои места, встал первый и сказал: «О Абу Абдуллах, хадис такой-то и такой». Аль-Бухари ответил: «Я его не знаю».
Если бы ты рассказал аль-Бухари хадис, о котором мы говорили: ат-Тинниси от Малика от аз-Зухри от Абу Салямы ибн Абдуррахмана от Абу Хурайры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, дела по намерениям» — сказал ли бы аль-Бухари, что он его знает? Этот хадис не знает никто. Такого хадиса не существует. Понятно?
И вот ему говорят: «Хадис такой-то». — Аль-Бухари отвечает: «Я его не знаю».
Второй вопрос от того же человека: «Хадис такой-то от такого-то, что пророк сказал…» — Аль-Бухари говорит: «Я его не знаю».
«Хадис такой-то» — Третий. — «Не знаю». — Естественно, он не знает, потому что таких хадисов не существует, у всех у них перепутаны иснады.
Ученые начали поглядывать друг на друга и говорить: «Он все понял». Догадался, (что происходит). Слишком много ошибок: десять у этого, затем встал второй и то же самое, много неправильного. Он (аль-Бухари) понял, что его проверяют.
А обычные мусульмане как восприняли это? (Знак разочарования) «Это что ли и есть аль-Бухари? Да он же ничего не знает. О каком бы хадисе его ни спросили, он говорит, что не знает его. Это и есть аль-Бухари?»
Затем встал второй и начал спрашивать, пока не закончил свои десять хадисов. И про всех их аль-Бухари отвечает только: «Я не знаю такого».
А когда аль-Бухари понял, что они закончили, то повернулся к первому и сказал: «Что касается твоего первого хадиса, то ты сказал так-то, а правильно вот так. Во втором хадисе ты сказал так-то, а правильно вот так». — Пока не ответил про все десять хадисов, которые тот рассказывал. Затем повернулся ко второму и сказал: «Что касается твоего первого хадиса, то ты сказал так-то, а правильно вот так. Во втором хадисе ты сказал так-то, а правильно вот так». — И так пока не исправил все десять хадисов у каждого из десяти.
Если бы эта история не была известной и не передавалась множеством людей, то невозможно было бы в нее поверить. Поэтому теперь, когда людьми овладела лень и нежелание развиваться, они стали не верить: «Нет … (марокканский диалект)».
Ибн Хаджар, да помилует его Аллах, комментирует эту историю: «Тут следует покориться перед аль-Бухари». Смотри, когда Ибн Хаджар говорит: «Тут следует покориться перед аль-Бухари. Не удивительно то, что аль-Бухари исправил каждый хадис — он был хафизом, знал иснады хадисов. Но удивительно то, что он запомнил ошибки в том порядке, в котором они были озвучены перед ним, и с первого раза».
И это то, о чем говорил аль-Иракы, когда писал в главе о «перепутанных хадисах»:
«К этому относится подмена иснада и матна
Как было при экзаменации имама этой науки
Ста хадисами, когда он прибыл в Багдад.
И он вернул их, исправив их иснады».