Можно ли ухаживать за бровями и как? Можно ли женщинам удалять другие волосы с лица? Мнение имамов ханбалитского мазхаба
13.08.2017 | 4877
قص وحلق الحاجبين وما سواهما من شعر وجه المرأة، وما هو النمص ومن هي النامصة والمتنمصة: رأي أئمة المذهب الحنبلي
Основа, на которой строится решение этого вопроса, содержится в хадисе, который передал имам Муслим от Абдуллаха ибн Мас’уда, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах проклял… и намису (та, которая выщипывает себе волосы на лице) и мутанаммису (та, которая приказывает выщипать ей волосы на лице)…»
أصل هذه المسألة يؤخذ من حديث عبد الله بن مسعود فی صحيح مسلم، قال: «لعن الله… والنامصات والمتنمصات…»
Для начала можно упомянуть, что у ученых-ханбалитов три мнения по этому вопросу.
Сначала упомянем два мнения, которые не являются главными в мазхабе: писал имам Аляуддин аль-Мардави аль-Ханбали:
«Ибн аль-Джаузи разрешил (из запрещенного в хадисе) только выщипывание, а запрет отнес к ситуации с подтасовкой, или к тому, что это было признаком распутниц. И в «аль-Гунья» (имама Абдулькадира аль-Джиляни аль-Ханбали) мнение (муджтахида мазхаба), согласно которому разрешено выщипывание по требованию мужа». См. «Аль-Инсаф» с «аш-Шарх аль-кабир» 1/270-271.
للعلماء الحنابلة ثلاثة أقوال في المسألة، فلنبدأ بقولين ليستا معتمدة في المذهب. قال الإمام علاء الدين المرداوي الحنبلي:
«وأباحَ ابنُ الجَوْزِيِّ النَّمْصَ وحدَه، وحمَلَ النَّهْيَ على التَّدْليسِ، أو أنَّه شِعارُ الفاجِرَاتِ.
وفي «الغُنْيَيةِ» — للإمام عبد القادر الجيلاني — وَجْهٌ؛ يجوزُ النَّمْصُ بطَلَبِ الزَّوْجِ».
انظر: «الإنصاف مع الشرح الكبير» 1/ 270-271.
А теперь третье и главное мнение, признанное основным и самым весомым в мазхабе
Передал имам Абу Бакр аль-Халляль: «Спросили имама Ахмада про намису и мутанаммису, и он ответил: «Это та, которая выщипывает волосы, а что касается бритья, то нет (не относится к этим названиям)». Его спросили: «А что ты скажешь насчет бритья?» Он ответил: «Бритье — это не выщипывание, выщипывание — это изменение (творения Аллаха)», — и разрешил бритье». См. «Китаб ат-тарадджуль» с. 194.
والآن نأتي إلى القول المعتمد الراجح في مذهب الإمام أحمد بن حنبل
نقل الإمام أبو بكر الخلال أنه «سُئل الإمام أحمد عن النامصة والمتنمصة، قال: «هي التي تنتف الشعر، فأما الحلق، فلا»، قيل له: «فما تقول في الحلق؟» قال: «الحلق غير النتف؛ النتف تغيير»، فَرَخَّصَ في الحلق».
انظر: «كتاب الترجل»، ص. 194.
Говорит имам Муваффакуддин Ибн Кудама аль-Макдиси аль-Ханбали: «Намиса — это та, которая выщипывает волосы с лица, мутанаммиса — это та, по чьему распоряжению выщипывают волосы с ее лица. И это не разрешено в соответствии с хадисом. А если волосы будут сбриты, то нет в этом проблемы, так как хадис пришел о выщипывании. Сказал об этом Ахмад». См. «Аль-Мугни» 1/70.
يقول الإمام موفق الدين ابن قدامة المقدسي الحنبلي: «فَأَمَّا النَّامِصَةُ: فَهِيَ الَّتِي تَنْتِفُ الشَّعْرَ مِنْ الْوَجْهِ، وَالْمُتَنَمِّصَةُ: الْمَنْتُوفُ شَعْرُهَا بِأَمْرِهَا، فَلَا يَجُوزُ لِلْخَبَرِ. وَإِنْ حَلَقَ الشَّعْرَ فَلَا بَأْسَ؛ لِأَنَّ الْخَبَرَ إنَّمَا وَرَدَ فِي النَّتْفِ. نَصَّ عَلَى هَذَا أَحْمَدُ».
انظر: «المغني» 1/70.
Передал имам Ибн Кудама: «А что касается укорачивания волос на лице, то сказал Муханна: «Я спросил Абу Абдуллаха (Ахмада ибн Ханбаля) об укорачивании, и он сказал: «Нет в этом проблем для женщин, и я порицаю это в отношении мужчин». См. «Аль-Мугни» 1/68.
ونقل الإمام ابن قدامة: «وَأَمَّا حَفُّ الْوَجْهِ، فَقَالَ مُهَنَّا: سَأَلْت أَبَا عَبْدِ اللَّهِ عَنْ الْحَفِّ؟ فَقَالَ: لَيْسَ بِهِ بَأْسٌ لِلنِّسَاءِ، وَأَكْرَهُهُ لِلرِّجَالِ».
انظر: «المغني» 1/68.
Передает имам Шамсуддин Ибн Муфлих аль-Ханбали: «Ахмад подстригал брови и две стороны лица, это передал Ибн Хани». См. «Аль-Фуру» 1/151.
ونقل الإمام شمس الدين ابن مفلح الحنبلي: «وَأَخَذَ أَحْمَدُ مِنْ حَاجِبَيْهِ وَعَارِضَيْهِ، وَنَقَلَهُ ابْنُ هَانِئٍ».
انظر: «الفروع» 1/151.
Говорит имам Аляуддин аль-Мардави: «Ей (женщине) разрешается брить (волосы на лице) и укорачивать. Сказал об этом (Ахмад)». См. «Аль-Инсаф» с «аш-Шарх аль-кабир» 1/271.
يقول الإمام علاء الدين المرداوي في شعر وجه المرأة: «ولها حَلْقُه وحَفُّه. نصَّ عليهما».
انظر: «الإنصاف مع الشرح الكبير» 1/271.
Говорит имам Абу ан-Наджа аль-Хаджави аль-Ханбали: «Ей (разрешается) брить лицо и укорачивать (что на нем), согласно тексту (от Ахмада)». См. «Аль-Икна» 1/22.
وقال الإمام أبو النجا الحجاوي الحنبلي: «ولها حلق الوجه وحفه نصا».
انظر: «الإقناع» 1/22.
Говорит, поясняя вышеуказанную цитату, выдающийся правовед Мансур аль-Бухути аль-Ханбали: ««Ей», то есть женщине, «разрешается брить лицо и укорачивать (волосы на нем) согласно тексту (от Ахмада)», запрещенным является только выщипывание волос с ее лица». См. «Кашшаф аль-кына» 1/82.
وقال العلامة الفقيه منصور البهوتي الحنبلي وهو يشرح كلام الإمام الحجاوي: «(وَلَهَا) أَيْ الْمَرْأَةِ (حَلْقُ الْوَجْهِ وَحَفُّهُ نَصًّا) وَالْمُحَرَّمُ إنَّمَا هُوَ نَتْفُ شَعْرِ وَجْهِهَا».
انظر: «كشاف القناع» 1/82.
Говорит шейх Мустафа ар-Рухейбани аль-Ханбали, поясняя идентичную цитату шейха Марьи аль-Карми аль-Ханбали: ««Ей», то есть женщине, «разрешается брить лицо и укорачивать (волосы на нем)» согласно тексту (от Ахмада), запрещенным является только выщипывание волос с ее лица». См. «Маталиб ули ан-нуха» 1/88.
وقال الشيخ مصطفى الرحيباني الحنبلي شارحا لكلام الشيخ مرعي الكرمي الحنبلي: «(وَلَهَا) — أَيْ: الْمَرْأَةِ — (حَلْقُ وَجْهٍ وَحَفُّهُ) نَصًّا، وَالْمُحَرَّمُ إنَّمَا هُوَ نَتْفُ شَعْرِ وَجْهِهَا».
انظر: «مطالب ألي النهى» 1/88.