Имам Абу аль-Уалид аль-Баджи: Наставление о близких отношениях с правителями
08.03.2018 | 5093
نصيحة الإمام أبي الوليد الباجي المالكي لولديه حول صحبة السلطان
Писал имам, факых, хафиз Абу аль-Уалид Сулейман ибн Халяф аль-Баджи аль-Малики (ум. 474 г.х.) в завещании своим детям:
«Отстраняйтесь насколько сможете от того, чтобы быть в окружении правителя, и старайтесь держаться от него подальше, насколько только это будет возможным для вас. Быть вдали от него лучше, чем высокое положение по причине близости к нему. Ведь соратник правителя пребывает в страхе и не находится в безопасности; вероломен, и нет ему доверия; злодей, когда угождает; боится реакции правителя и (другие) боятся из-за него. Люди обвиняют его из-за правителя. Если он станет ближе к правителю, то попадет в смуту и искушение, а если станет отдален, то опечалится. Твой друг будет тебе завидовать, если правитель будет доволен тобой, и отрекутся от тебя дети и родители, если он будет зол на тебя. Будет много порицающих тебя, если он что-то запретит, и будет мало благодарящих тебя, если он в чем-то удовлетворит (запросы людей). Это в случае благополучия в отношениях с ним, и нет пути к благополучию в отношениях с тем, кто придет после него.
Если кто-либо из вас будет испытан близостью к правителю, или необходимость приведет его к этому, то пусть обходится малым в имуществе и положении, не злословит перед ним ни о ком, не просит его разобраться ни с кем и не ослушивается его, если прикажет что-либо не предосудительное. И пусть не подталкивает его к тому, чтобы он опустился до ослушания Всевышнего Аллаха, ведь правитель потребует от него подобное, и он станет для него человеком этого сорта. А кто для правителя станет таким в явном отношении, к тому он будет питать отвращение в душе».
См. «Ан-Насыха аль-уалядия», с. 33.
كتب الإمام الفقيه الحافظ أبو الوليد سليمان بن خلف الباجي المالكي (ت. 474 هـ) في وصيته لولديه: «واجتنبا صُحْبَة السُّلْطَان مَا استطعتما وتحريا الْبعد مِنْهُ مَا أمكنكما فَإِن الْبعد مِنْهُ أفضل من الْعِزّ بِالْقربِ مِنْهُ فَإِن صَاحب السُّلْطَان خَائِف لَا يَأْمَن وخائن لَا يُؤمن ومسيء إِن أحسن يخَاف مِنْهُ وَيخَاف بِسَبَبِهِ ويتهمه النَّاس من أَجله إِن قرب فتن وَإِن أبعد أَحْزَن يحسدك الصّديق على رِضَاهُ إِذا رَضِي ويتبرأ مِنْك ولدك ووالداك إِذا سخط وَيكثر لائموك إِذا منع ويقل شاكروك إِذا شبع فَهَذِهِ حَال السَّلامَة مَعَه وَلَا سَبِيل إِلَى السَّلامَة مِمَّن يَأْتِي بعده.
فَإِن امتحن أَحَدكُمَا بِصُحْبَتِهِ أَو دَعَتْهُ إِلَى ذَلِك ضَرُورَة فليتقلل من المَال وَالْحَال وَلَا يغتب عِنْده أحدا وَلَا يُطَالب عِنْده بشرا وَلَا يعْص لَهُ فِي الْمَعْرُوف أمرا وَلَا يستنزله إِلَى مَعْصِيّة الله تَعَالَى فَإِنَّهُ يَطْلُبهُ بِمِثْلِهَا وَيصير عِنْده من أَهلهَا وَإِن حظي عِنْده بِمِثْلِهَا فِي الظَّاهِر فَإِن نَفسه تمقته فِي الْبَاطِن».
انظر: «النصيحة الولدية»، ص. 33.