Вопросы о бороде согласно утвердившейся позиции ученых маликитского мазхаба

8 месяцев назад | 572

أحكام اللحية في المذهب المالكي

1. Каковы границы площади, произрастающие на которой волосы относятся к бороде?

Писал выдающийся правовед шейх Ахмад ад-Дардир аль-Малики: «Борода (ар.: лихья) через «и» и через «а» после «л» — это волосы которые растут из места двух челюстных костей «ляхъюн» — произносится через «я» после «л» и передается произношение через «и». Это слово здесь представлено в единственном числе. Эти две кости и есть нижняя челюсть, а учитывая их окончание, к этому месту относится также подбородок». См. «Хашия ад-Дусукы ‘аля аш-Шарх аль-кабир» 1/86. То есть волосы, которые растут на щеках, не относятся к бороде.

قال الفقيه الشيخ أحمد الدردير المالكي في حد اللحية: «لِحْيَةٌ بِكَسْرِ اللَّامِ وَفَتْحِهَا وَهِيَ الشَّعْرُ النَّابِتُ عَلَى اللَّحْيَيْنِ تَثْنِيَةٌ لُحَيٍّ بِفَتْحِ اللَّامِ وَحُكِيَ كَسْرُهَا فِي الْمُفْرَدِ وَهُوَ فَكُّ الْحَنَكِ الْأَسْفَلِ فَبِتَقْدِيرِ مُنْتَهَى يَدْخُلُ الذَّقَنُ».
انظر: «حاشية الدسوقي على الشرح الكبير» 1/ 86.

2. Можно ли брить бороду?

Писал выдающийся ученый шейх Мухаммад ибн Ахмад ибн ‘Арафа ад-Дусукы аль-Малики: «Мужчине запрещено брить свою бороду или усы, а кто совершит это, к тому следует применить меры воспитательного воздействия». См. «Хашия ад-Дусукы ‘аля аш-Шарх аль-кабир» 1/90.

ما حكم حلق اللحية عند المالكية؟
قال العلامة الشيخ محمد بن أحمد بن عرفة الدسوقي المالكي: «يَحْرُمُ عَلَى الرَّجُلِ حَلْقُ لِحْيَتِهِ أَوْ شَارِبِهِ وَيُؤَدَّبُ فَاعِلُ ذَلِكَ».
انظر: «حاشية الدسوقي على الشرح الكبير» 1/ 90.

Писал предводитель маликитских ученых своего времени шейх Шихабуддин Ахмад ибн Ганим ан-Нафрауи аль-Малики: «Пророк, мир ему и благословение Аллаха, повелел, как это передано в «аль-Муватта» имама (Малика) отпускать бороду, то есть отращивать ее волосы, не убирая ничего из них. Слова автора «Рисали» «ее следует отращивать и не остригать» — это пояснение того, что было сказано ранее, чтобы добавить ясности. Из слов «повелел» в первую очередь понимается обязанность, и это соответствует настоящему положению, поскольку запрещено ее брить, если она у мужчины». См. «Фауаких ад-дауани» 2/307.

وقال العلامة الشيخ شهاب الدين أحمد بن غانم النفراوي المالكي: «(وَأَمَرَ النَّبِيُّ) — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — كَمَا فِي الْمُوَطَّإِ لِلْإِمَامِ بِ (أَنْ تُعْفَى اللِّحْيَةُ) أَيْ يُوَفَّرَ شَعْرُهَا وَيَبْقَى مِنْ غَيْرِ إزَالَةٍ لِشَيْءٍ مِنْهَا فَقَوْلُهُ: (وَتُوَفَّرُ وَلَا تُقَصُّ) تَفْسِيرٌ لِمَا قَبْلَهُ وَذَكَرَهُ لِزِيَادَةِ الْبَيَانِ، وَالْمُتَبَادِرُ مِنْ قَوْلِهِ » وَأَمَرَ » الْوُجُوبُ وَهُوَ كَذَلِكَ إذْ يَحْرُمُ حَلْقُهَا إذَا كَانَتْ لِرَجُلٍ».
انظر: «الفواكه الدواني على رسالة ابن أبي زيد القيرواني» 2/ 307.

3. Что насчет волос между нижней губой и подбородком?

Писал шейх Шихабуддин ан-Нафрауи: «А что касается волос ‘анфака (место под нижней губой), то запрещено их убирать так же, как запрещено убирать волосы бороды». См. «Фауаких ад-дауани» 2/307.

قال الشيخ شهاب الدين النفراوي في حكم حلق أو نتف شعر العنفقة: «وَأَمَّا شَعْرُ الْعَنْفَقَةِ فَيَحْرُمُ إزَالَتُهُ كَحُرْمَةِ إزَالَةِ شَعْرِ اللِّحْيَةِ».
انظر: «الفواكه الدواني على رسالة ابن أبي زيد القيرواني» 2/ 307.

4. Каково положение укорачивания длинной бороды?

Пишет шейх Шихабуддин ан-Нафрауи: «Если она стала очень длинной, то автор «Рисали» указал на положение этого словами: «Сказал Малик» — да будет доволен им Аллах — «нет проблем укоротить ее в длине, если она стала очень длинной». — Так что вышла из границ обычного и привычного для большинства людей. В таком случае излишек отрезается, поскольку его оставление обезображивает вид. А правовое положение (хукм) укорачивания — желательность». См. «Фауаких ад-дауани» 2/307.

قال الشيخ شهاب الدين النفراوي في حكم تقصير اللحية إن طالت: «وَأَمَّا لَوْ طَالَتْ كَثِيرًا فَأَشَارَ إلَى حُكْمِهِ بِقَوْلِهِ: (قَالَ مَالِكٌ) — رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ — (وَلَا بَأْسَ بِالْأَخْذِ مِنْ طُولِهَا إذَا طَالَتْ) طُولًا (كَثِيرًا) بِحَيْثُ خَرَجَتْ عَنْ الْمُعْتَادِ لِغَالِبِ النَّاسِ فَيُقَصُّ الزَّائِدُ لِأَنَّ بَقَاءَهُ يَقْبُحُ بِهِ الْمَنْظَرُ، وَحُكْمُ الْأَخْذِ النَّدْبُ».
انظر: «الفواكه الدواني على رسالة ابن أبي زيد القيرواني» 2/ 307.

Также: «Высказались об этом, то есть о желательности укорачивания ее в длине еще до Малика несколько сподвижников и несколько табиинов, да будет доволен ими всеми Аллах. Таким образом об этом высказались многие из этих двух групп, и это мнение является более весомым». См. «Фауаких ад-дауани» 2/307.

وقال: «(وَقَالَهُ) أَيْ نَدْبُ الْأَخْذِ مِنْ الطَّوِيلَةِ قَبْلَ مَالِكٍ (غَيْرُ وَاحِدٍ مِنْ الصَّحَابَةِ وَ) غَيْرُ وَاحِدٍ مِنْ (التَّابِعِينَ) رَضِيَ اللَّهُ عَنْ الْجَمِيعِ، وَالْمُرَادُ قَالَهُ كَثِيرٌ مِنْ الْفَرِيقَيْنِ فَيَكُونُ هَذَا هُوَ الرَّاجِحُ».
انظر: «الفواكه الدواني على رسالة ابن أبي زيد القيرواني» 2/ 307.

5. До каких размеров желательно укорачивать? Учитывается ли ширина кулака?

Писал шейх Шихабуддин ан-Нафрауи: «Известно, что нет определенной границы в укорачивании, и следует ограничиваться таким укорачиванием, при котором вид будет благообразным». См. «Фауаких ад-дауани» 2/307.

قال الشيخ شهاب الدين النفراوي في الحد الذي يكون التقصير إليه: «وَالْمَعْرُوفُ لَا حَدَّ لِلْمَأْخُوذِ، وَيَنْبَغِي الِاقْتِصَارُ عَلَى مَا تَحْسُنُ بِهِ الْهَيْئَةُ».
انظر: «الفواكه الدواني على رسالة ابن أبي زيد القيرواني» 2/ 307.

6. Каково положение такого укорачивания, при котором укорачиваются короткие волосы?

Писал шейх Шихабуддин ан-Нафрауи: «Запрещено ее (бороду) брить, если она у мужчины, а что касается ее укорачивания, если она не набрала длины, то это так же (запрещено)». См. «Фауаких ад-дауани» 2/307.

قال الشيخ شهاب الدين النفراوي في حكم تقصير اللحية قبل أن تطول: «يَحْرُمُ حَلْقُهَا إذَا كَانَتْ لِرَجُلٍ، وَأَمَّا قَصُّهَا فَإِنْ لَمْ تَكُنْ طَالَتْ فَكَذَلِكَ».
انظر: «الفواكه الدواني على رسالة ابن أبي زيد القيرواني» 2/ 307.

7. Каково положение бритья щек?

Пишет шейх Шихабуддин ан-Нафрауи: «А что касается волос на щеках, то Ибн ‘Арафа выбрал разрешенность убирать их». См. «Фауаких ад-дауани» 2/307.

قال الشيخ شهاب الدين النفراوي في حكم حلق الخدين: «وَأَمَّا شَعْرُ الْخَدِّ فَاَلَّذِي اخْتَارَهُ ابْنُ عَرَفَةَ جَوَازُ إزَالَتِهِ».
انظر: «الفواكه الدواني على رسالة ابن أبي زيد القيرواني» 2/ 307.

8. Каково положение выщипывания седых волос из бороды?

Пишет шейх Шихабуддин ан-Нафрауи: «Автор «Рисали» не высказался о выщипывании седых волос из бороды. А когда Малика спросили об этом, он сказал: «Я не знаю того, чтобы это было запрещенным, и оставление их для меня любимее». — То есть правильное мнение заключается в том, что убирать их порицаемо (нежелательно)». См. «Фауаких ад-дауани» 2/307.

قال الشيخ شهاب الدين النفراوي في حكم نتف الشيب من اللحية: «لَمْ يَتَكَلَّمْ الْمُصَنِّفُ عَلَى نَتْفِ الشَّيْبِ مِنْ اللِّحْيَةِ، وَقَالَ مَالِكٌ حِينَ سُئِلَ عَنْهُ: لَا أَعْلَمُهُ حَرَامًا وَتَرْكُهُ أَحَبُّ إلَيَّ، أَيْ إزَالَتُهُ مَكْرُوهَةٌ عَلَى الصَّوَابِ».
انظر: «الفواكه الدواني على رسالة ابن أبي زيد القيرواني» 2/ 307.

9. Каково положение подстригания выбивающихся, торчащих волос?

Писал имам Абу аль-Аббас Ахмад ибн Умар аль-Куртуби аль-Малики: «А что касается того, что торчит из нее, что обезображивает и ведет к тому, чтобы на человека обращали внимание, то подстригать такое по длине и ширине — это хорошее дело у Малика и других праведных предшественников (саляфов)». См. «Аль-Муфхим лима ашкаля мин тальхыс китам Муслим» 1/512.

قال الإمام أبو العباس أحمد بن عمر القرطبي المالكي في قص من تطاير من اللحية: «فأما أخذ ما تطاير منها، وما يشوه، ويدعو إلى الشهرة طولا وعرضا فحسن عند مالك وغيره من السلف».
انظر: «المفهم لما أشكل من تلخيص كتاب مسلم» 1/ 512.

10. Расчесывание бороды.

Пишет шейх Шихабуддин ан-Нафрауи: «Желательно ее расчесывать, поскольку передано, что когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, сидел, к нему зашел человек с растрепанными волосами на голове и бороде. И пророк, мир ему и благословение Аллаха, повелел ему выйти и причесать бороду и волосы на голове. А когда тот вошел, причесавшись, он сказал ему: «Неужели так не лучше, чем если кто-то из вас придет с растрепанными волосами на голове, словно бы он — шайтан?» См. «Фауаких ад-дауани» 2/307.

قال الشيخ شهاب الدين النفراوي في حكم تسريح اللحية: «يُسْتَحَبُّ تَسْرِيحُهَا وَلِمَا وَرَدَ: «أَنَّ النَّبِيَّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — كَانَ جَالِسًا فَدَخَلَ عَلَيْهِ رَجُلٌ ثَائِرُ الرَّأْسِ وَاللِّحْيَةِ فَأَمَرَهُ بِالْخُرُوجِ لِيُسَرِّحَ لِحْيَتَهُ وَرَأْسَهُ، فَلَمَّا دَخَلَ عَلَيْهِ بَعْدَ تَسْرِيحِهِمَا قَالَ لَهُ: أَلَيْسَ هَذَا خَيْرًا مِنْ أَنْ يَأْتِيَ أَحَدُكُمْ ثَائِرَ الرَّأْسِ كَأَنَّهُ شَيْطَانٌ؟»
انظر: «الفواكه الدواني على رسالة ابن أبي زيد القيرواني» 2/ 307.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (2 оценок, среднее: 4,50 из 5)
Загрузка...