Биография шейха Мухаммада ибн Абдульуахида аль-Ханбали
30.04.2017 | 7724
Шейх Мухаммад ибн Абдульуахид аль-Азхари аль-Ханбали проучился в аль-Азхаре около 20 лет, начиная с первого класса начальной школы при университете. Там же закончил несколько лет назад магистратуру по специализации «усуль аль-фикх», удивив своей диссертацией старших докторов университета и комиссию, которая должна критиковать работы, а о его исследовании высказалась как о подобном по качеству докторским диссертациям. И это было 1500 страниц, написанных меньше чем за год, в то время как у обычных студентов на объем в два раза меньше уходит несколько лет.
Изучал в университете ашаритскую акыду от ашаритских шейхов по ашаритским книгам, и никогда не был ашаритом, открыто выражая это в обществе ашаритов и держась разъяснений шейха Ибн Усаймина и более всего шейх уль-Ислама Такыюддина ибн Таймии. В 2018 году отдал предпочтение убеждениям большинства имамов ханбалитского мазхаба перед убеждениями имама Такыюддина ибн Таймии и его последователей.
С 14 лет вплотную занялся изучением фикха, отдавая предпочтение в первую очередь ханбалитскому. Изучал также ханафитский фикх, читал книги шафиитского фикха, вырос в семье отца-маликита, знающего фикх своей школы.
Учился в настоящем смысле этого слова более чем у 60 шейхов. Из них
— шейх Ибн Усаймин — посещал некоторые его общие уроки, и прослушал большую часть его записей, специализированных в разных науках, переписывая их содержание, прочитал почти все его изданные книги.
— Ахмад Таха Раян,
— Мухаммад Ибрахим аль-Хафнави — был научным руководителем в магистратуре,
— Баракат Абдульфаттах, изучал с ним у него дома книги по логике и «усуль аль-фикху»;
— Рамадан Абдульуадуд — один из больших шейхов в аль-Азхаре, выделил Мухаммада Абдульуахида и давал ему частные уроки по различным книгам;
— Мухаммад Хусни Абдульхаким — шейх ханбалитов в аль-Азхаре. Изучал с ним у него дома книги по «усуль аль-фикху» и фикху;
— Мухаммад Абдульму’ты — проходил с ним грамматику и морфологию арабского языка;
— Мухаммад Юсри Ибрахим — прочитал с ним несколько книг на закрытых собраниях с частными уроками;
— Абдуллах ибн Акыль — посещал его уроки с краткими объяснениями некоторых ханбалитских книг, получил от него письменную иджазу на их передачу;
— Мустафа Имран — посещал его уроки по логике;
— Тарик Иуадуллах — посещал длительное время его уроки по хадисоведению;
— Абдульгани Абдульджалиль — проходил с ним грамматику, морфологию, красноречие и часть тафсира аз-Замахшари.
Перечитал также книги Ибн Таймии посвященные вопросам фикха, делая к ним конспекты. Перечитал книги аль-Альбани по вопросам фикха, книги Ибн аль-Каййима, многотомник «Нейль аль-аутар» аш-Шаукани, «Субуль ас-салям» ас-Санаани и прочее.
Выучил основополагающие матны по наукам, которые изучал. В фикхе это «Зад аль-мустакни».
В Египте известен с давних пор среди ищущих знание. Владельцы спутниковых каналов наряду с другими шейхами приглашали его на телевидение объяснять фикх и отвечать в прямом эфире на вопросы, приглашали его также в члены Комиссии по фатвам в Шариатский комитет, собранный шейхом Мухаммадом Юсри из более чем ста шейхов разных направлений. Известные призывающие звали его в свои мечети проводить уроки. Шейх Ясир Бурхами отправлял к нему своих учеников с просьбой взять их на обучение ханбалитскому фикху. — Хоть именно эти сведения и не являются гарантом знаний человека, но являются свидетельством его известности как знающего среди тех, кто этим интересуется.
Его ученики еще шесть лет назад писали, что за время проведения уроков он полностью объяснил или прокомментировал книги: «Китаб ат-таухид», «Тайсир аль-Азиз аль-Хамид», «аль-Акыда аль-уаситыя», «аль-Акыда ас-сафариния», «Саляса аль-усуль», «Кауаид аль-арба’а», «Фатва аль-хамавия», «Рисаля ат-тадмурия», «Нуния» Ибн аль-Каййима, «аль-Уабиль ас-сайиб», «Хидая ар-рагиб», «Рауд аль-мурби», «Манзума ас-Са’ди фи аль-каваид», «Манзума Ибн Усаймин фи аль-каваид уаль-усуль», «Тальхыс рауда ан-назыр», «Хилия талиб аль-ильм», «аль-Джами лиадаб ар-рауи уа адаб ас-сами».
Кое-что из его уроков можно найти в интернете.
Сейчас занят тахкыком (сверением с рукописями и редакцией) книги «Рауд аль-мурби», преподаванием фикха и других наук, защитой ханбалитского мазхаба от искажений современников, защитой исламского наследия в фикхе от покушений неозахиритов и мазхабофобов.
Из его трудов
В фикхе:
- «Тахкык ар-рагабат фи ханбаля Манхадж ас-саликин уа аз-зиядат»
В усуль аль-фикхе:
- «аль-Му’тасар мин Мухтасар ат-тахрир»
- «аль-Уаракат аль-муфида аль-мусамма би аль-Хафида»
- «аль-Бульга аль-муфида фи ихтисар аль-Хафида»
- «Манхадж имам аль-Харамейн фи аль-усуль»
Кроме того десятки статей и тысячи ответов на вопросы в сети Интернет.
Его рекомендовали шейхи, известные преподаванием ханбалитского фикха: д.н. Мутляк аль-Джасир из Кувейта, Ахмад аль-Куайми и д.н. Амир Бахджат из Саудовской Аравии. Шейх Уалид аль-Муниси, ректор Исламского института в Миннесоте http://almeneesey.com/?page_id=2, будучи старше его почти в полтора раза, многократно хвалил и поддерживал его, обращаясь как к равному или превосходящему в знаниях. Также выражал ему поддержку шейх ханбалитов университета аль-Азхар, д.н. Мухаммад ас-Сеййид Мустафа аль-Ханбали.
Писал шейх д.н. Мухаммад ибн Ибрахим аль-Хафнави аш-Шафии, один из больших ученых университета аль-Азхар, специализирующийся в науке усуль аль-фикх:
«У меня вызывает радость то, что наш благородный и благословенный сын, шейх Мухаммад Абдульуахид отправил мне «мухтасар», который назвал «аль-Му’тасар мин аль-Мухтасар фи усуль аль-фикх», составленный согласно мазхабу имама Ахмада, да будет доволен им Аллах. Он попросил меня прочитать его и написать рецензию к нему. После его прочтения и рассмотрения прояснилось для меня каков труд был вложен в эту книгу.
Я не очень удивился точности в деталях прочитанного мной, ведь автор этого — один из тех, чьим научным руководителем в написании диссертации я был в магистратуре отделения «Усуль аль-фикх». Это была прекрасная диссертация о книгах Имама аль-Харамейн (аль-Джувейни) в области усуль аль-фикх. Я хотел бы, чтобы она была издана, и распространилась содержащаяся в ней польза.
Он — один из тех, кем я горжусь, ввиду того, что он отличается нравом, религиозностью, осторожностью к сомнительному и любовью к знаниям. Я заметил у него страсть к науке усуль аль-фикх. Это то, что побудило его углубиться в эту науку, читать и исследовать, и в результате он составил сокращенную версию этой ценной книги.
Да помилует Аллах имама Ибн Малика, автора «Альфии», который сказал в начале книги «ат-Тасхиль» по грамматике: «Если знания — это божественные дары и личностные дарования, то не будет маловероятным то, что для некоторых из поздних будет отложено то, что было трудным для многих из ранних. Мы прибегаем к Аллаху от зависти, которая закрывает врата справедливости и лишает прекрасных качеств».
Да благословит тебя Аллах, шейх Мухаммад. Да вознаградит тебя за чистосердечие и любовь к знаниям. И да сделает тебя одним из деятельных, искренних ученых, слову которых внемлют».
См. «Аль-Мухтасарат аль-усулия ас-саляса», с. 9.
И писал один из выдающихся современных ученых, ханбалитский правовед, глава Комитета по фатвам исламских финансовых учреждений Катара, шейх д.н. Уалид ибн Хади:
«… Однако, в каждую эпоху Великий и Могущественный Аллах назначает того, кто оказывает поддержку Его религии, несет знамя знания и защищает истинный ясный путь (манхадж). Из таких людей уважаемый, славный, праведный шейх, надежный ученый Мухаммад ибн Абдульуахид аль-Азхари аль-Ханбали. Который посвятил себя служению знанию, и, особенно, распространению ханбалитского мазхаба с его основами и ответвлениями после того, как досконально усвоил его уровни и достиг высочайшего предела в его больших книгах.
Он обратился к «Мухтасару» Ибн ан-Наджара — самой важной книги по усулю, на которую опираются ученые мазхаба, и сократил ее, составив уникальный «мухтасар», в котором его никто не опередил: «аль-Му’тасар». Затем он сократил его, составив книгу «аль-Хафида» или «аль-Уаракат». Затем сократил ее, составив «аль-Бульга». Ее я прочитал слово за словом, и увидел, что она содержит большинство тем, в которых нуждаются люди нашего времени. Поэтому она должна стать первой ступенькой для ханбалита на лестнице усуля. Она соответствует уровню книги «аль-Уаракат» имама аль-Харамейн. А «аль-Хафида» соответствует уровню книги «Кауаид» ас-Саффи аль-Катыи…
… Я прошу Аллаха, чтобы Он даровал пользу от книги «аль-Му’тасар», как Он даровал ее от ее основы — «аль-Мухтасара». И чтобы Он поместил ее в чашу его (автора) добрых дел. И чтобы по Своей милости и милосердию возвысил его степень в двух обителях».
См. «Аль-Мухтасарат аль-усулия ас-саляса», с. 12-13.