Правовые положения, связанные с бородой, в ханбалитском мазхабе

10.01.2018 | 5354

أحكام اللحية في المذهب الحنبلي

1. Сбривание бороды.

Писал имам Такыюддин Ахмад ибн Таймия, объясняя мазхаб: «А что касается ее сбривания, то это подобно бритью головы женщины и даже хуже, потому что относится к уродованию, которого велено избегать, и это запрещено». См. «Шарх аль-Умда», Китаб ат-тахара, с. 236.

قال الإمام تقي الدين أحمد بن تيمية مبينا للمذهب في مسألة حلق اللحية: «فَأَمَّا حَلْقُهَا فَمِثْلُ حَلْقِ الْمَرْأَةِ رَأْسَهَا وَأَشَدُّ؛ لِأَنَّهُ مِنَ الْمُثْلَةِ الْمَنْهِيِّ عَنْهَا وَهِيَ مُحَرَّمَةٌ».
انظر: «شرح العمدة في الفقه»، كتاب الطهارة، ص. 236.

В дальнейшем это заключение имама принимается главным решением в мазхабе.
Писал имам Ибн Муфлих, ученик Ибн Таймии: «Запрещено ее брить, как сказал наш шейх». См. «Аль-Фуру’ уа тасхих аль-фуру'» 1/151.

وقرر بعده تلميذه الإمام ابن مفلح: «وَيَحْرُمُ حَلْقُهَا ذَكَرَهُ شَيْخُنَا».
انظر: «الفروع وتصحيح الفروع» 1/ 151.

И подтвердил имам ас-Саффарини, сказав: «Основа в мазхабе — запрет брить бороду». См. «Гиза аль-альбаб» 1/433.

وأكد من بعدهم الإمام السفاريني: «وَالْمُعْتَمَدُ فِي الْمَذْهَبِ حُرْمَةُ حَلْقِ اللِّحْيَةِ».
انظر: «غذاء الألباب في شرح منظومة الآداب» 1/ 433.

2. До каких размеров предпочтительно отпускать бороду?

Пишет шейх Абдулькадир ат-Тагляби: «Сунной (желательным) является отпускать бороду, то есть ничего не убирать из нее. Сказал автор «аль-Мазхаб» (Ибн аль-Джаузи): «Пока ее длина не станет безобразной». См. «Нейль аль-маариб» 1/57.

وبين الشيخ عبد القادر التغلبي القدر المندوب إليه في إعفاء اللحية: «(و) يسن (إعفاء اللحية) بأن لا يأخذ منها شيئاً. قال في المذهب: ما لم يُسْتَهْجَن طولها».
انظر: «نَيْلُ المَآرِب بشَرح دَلِيلُ الطَّالِب» 1/ 57.

3. О чем говорит отпускание бороды до безобразных размеров?

Пишет имам Ибн аль-Джаузи: «Качества умственно неполноценных делятся на два вида: одни из них касаются внешнего вида, а другие личностных качеств и поступков. …И из признаков, в которых не ошибешься — длинная борода. Ее носитель не избавлен от умственной неполноценности.
… Сказал аль-Ахнаф ибн Кейс (табиин): «Если ты увидишь человека с очень большой головой и длинной бородой, то считай его бестолковым, даже если это будет Умейя ибн Абду-Шамс».
Сказал Муавия мужчине, который его упрекал: «Нам достаточно как довода против тебя в твоем слабоумии и глупости того, что мы видим из длины твоей бороды».
Сказал Абдульмалик ибн Марван (табиин, халиф): «У кого отросла длинная борода, у того это словно легкомысленность в его разуме».
Другие сказали: «Кто невысок, мал головой и имеет длинную бороду, то мусульманам стоит приносить ему свои соболезнования насчет его разума».
Сказали обладатели проницательности (фираса): «Кто имеет высокий рост и длинную бороду, того считай слабоумным».
… Передается от Ибн Сирина (табиин), что он сказал: «Если ты увидишь человека с длинной бородой, то знай, что (проблема) в его разуме».
… Сказал один из поэтов:
«Если парню какому дана борода,
а он взял и ее отрастил до пупка, —
то для нас слабоумия знак и беды
по размеру излишка его бороды»
.

См. «Ахбар аль-хамка», с. 29-30. Изд. «аль-Мактаб ат-тиджари», Бейрут.

على ماذا يدل إعفاء اللحية حتى يستهجن طولها؟ جواب الإمام ابن الجوزي: «صفات الاحمق تقسم الى قسمين أحدهما من حيث الصورة والثانى من حيث الخصال والافعال… ومن العلامات التي لا تخطئ طول اللحية فان صاحبها لا يخلو من الحمق.
… وقال الاحنف بن قيس إذا رأيت الرجل عظيم الهامة طويل اللحية فاحكم عليه بالرقاعة ولو كان أمية ابن عبد شمس
وقال معاوية لرجل عتب عليه كفانا فى الشهادة عليك فى حماقتك وسخافة عقلك ما نراه من طول لحيتك
وقال عبد الملك بن مروان من طالت لحيته فهو كوسج فى عقله
وقال غيره من قصرت قامته وصغرت هامته وطالت لحيته فحقيقا على المسلمين أن يعزوه فى عقله
وقال أصحاب الفراسة إذا كان الرجل طويل القامة واللحية فاحكم عليه بالحمق.
… وعن ابن سيرين انه قال إذا رأيت الرجل طويل اللحية لم فاعلم ذلك فى عقله.
… قال بعض الشعراء
إذا عرضت للفتى لحية — وطالت فصارت إلى سرته
فنقصان عقل الفتى عندنا — بمقدار ما زاد فى لحيته».

انظر: » أخبار الحمقى والمغفلين»، ص. 29-30. الناشر : المكتب التجاري، بيروت

4. Есть ли проблема в том, чтобы укорачивать бороду по длине до размера ширины кулака?

Писал имам Ибн Муфлих: «Не порицается удаление того, что превышает в длине ширину кулака». См. «Аль-Фуру’ уа тасхих аль-фуру'» 1/151.

هل هناك أية مشكلة في تقصير اللحية إلى القبضة؟ جواب الإمام ابن مفلح: «وَلَا يُكْرَهُ أَخْذُ مَا زَادَ عَلَى الْقَبْضَةِ».
انظر: «الفروع وتصحيح الفروع» 1/ 151.

Подтвердил имам ас-Саффарини: «Не порицается удаление из бороды того, что превышает в длине ширину кулака». См. «Гиза аль-альбаб» 1/433.

وأكد بعده الإمام السفاريني: «لَا يُكْرَهُ أَخْذُ مَا زَادَ عَلَى الْقَبْضَةِ مِنْ لِحْيَتِهِ».
انظر: «غذاء الألباب في شرح منظومة الآداب» 1/ 433.

5. Каково положение укорачивания бороды, оставляя ее длину меньше ширины кулака?

Писал шейх Али ибн аль-Баха аль-Багдади: «Является порицаемым (нежелательным) укорачивать так, чтобы оставалось меньше ширины кулака, сказал об этом (имам Ахмад). Потому что сунна — отпускать бороду, а укорачивание ее до ширины кулака мы не порицаем из-за поступка Ибн Умара (который укорачивал бороду до такой длины), поскольку он передал хадис (со словами: «Отпускайте бороды») и лучше знает о его значении. Таким образом то, что не подпадает под поступок Ибн Умара остается несоответствующим естеству». См. «Фатх аль-Малик аль-Азиз би-шарх аль-Уаджиз» 1/223.

وما حكم الأخذ مما دون القبضة؟ قال الشيخ على بن البهاء البغدادي: «ويكره الأخذ مما دون القبضة، نص عليه لأن السنة اعفاء اللحية، وإنما لم نكره أخذ ما زاد على القبضة لفعل ابن عمر فإنه راوي الحديث-يعني: حديث: (أعفوا اللحى) -وأعلم بمقصده، فيبقى فيما عداه على خلاف الفطرة».
انظر: «فتح الملك العزيز بشرح الوجيز» 1/ 223.

6. Каково положение состригания того, что торчит, выбиваясь из бороды, и придавая ей безобразный вид?

Писал имам Такыюддин Ахмад ибн Таймия, поясняя мазхаб: «Если убрать то, что длиннее ширины кулака, то это не будет порицаемым, сказал об этом (имам Ахмад), в соответствии с упомянутым ранее сообщением от Ибн Умара. И так же (не будет порицаемым), если убрать то, что торчит, выбиваясь из нее». См. «Шарх аль-Умда», Китаб ат-тахара, с. 236.

وقال الإمام تقي الدين أحمد بن تيمية في أخذ ما تطاير من اللحية: «وَلَوْ أَخْذَ مَا زَادَ عَلَى الْقَبْضَةِ لَمْ يُكْرَهْ، نَصَّ عَلَيْهِ كَمَا تَقَدَّمَ عَنِ ابْنِ عُمَرَ، وَكَذَلِكَ أَخْذُ مَا تَطَايَرَ مِنْهَا».
انظر: «شرح العمدة في الفقه»، كتاب الطهارة، ص. 236.

7. Уход за бородой.

Пишет шейх Мансур аль-Бухути: «Сунной является умащивать (волосы) через раз: делать это в один день и не делать в другой. Потому что пророк, мир ему и благословение Аллаха, «велел не заниматься укладкой кроме как через раз и велел не расчесываться кому-либо каждый день». Сказал автор «аль-Фуру'»: «Это указывает на то, что делать так не через раз порицаемо (нежелательно)». А укладка — это причесывание волос и умащение их. И явное, что следует из этого: положение волос бороды такое же, как у волос на голове». См. «Дакаик ули ан-нуха» 1/43.

بعض أحكام ترجل اللحية. قال الشيخ منصور البهوتي: «(وَ) سُنَّ (ادِّهَانٌ غِبًّا) يَفْعَلُهُ (يَوْمًا و) يَتْرُكُهُ (يَوْمًا) ; لِأَنَّهُ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ «نَهَى عَنْ التَّرَجُّلِ إلَّا غِبًّا، وَنَهَى أَنَّ يَتَمَشَّطَ أَحَدُهُمْ كُلَّ يَوْمٍ» قَالَ فِي الْفُرُوعِ: فَدَلَّ عَلَى أَنَّهُ يُكْرَهُ غَيْرُ الْغِبِّ.
وَالتَّرَجُّلُ: تَسْرِيحُ الشَّعْرِ وَدَهْنُهُ. وَظَاهِرُهُ: أَنَّ اللِّحْيَةَ كَالرَّأْسِ».
انظر: «دقائق أولي النهى لشرح المنتهى» 1/ 43.

И немногим далее: «Также является сунной (желательным) смотреться в зеркало, чтобы убрать то постороннее, что могло быть у него на лице, и чтобы обратить внимание на дарованную ему милость Аллаха в его облике и сказать, что передано (в сунне). Из этого: «О Аллах, как сделал ты прекрасным мое лицо, так сделай же прекрасным и мой нрав, и сделай запретным мое лицо для огня». (Аллахумма, кама хассанта халькы фахассин хулюкы уа харрим уаджхи ‘алян-нар»)*. См. «Дакаик ули ан-нуха» 1/44.

وبعد قليل: «(وَ) سُنَّ (نَظَرٌ فِي مِرْآةٍ) لِيُزِيلَ مَا عَسَى أَنْ يَكُونَ بِوَجْهِهِ مِنْ أَذًى وَيَفْطُنُ إلَى نِعْمَةِ اللَّهِ عَلَيْهِ فِي خَلْقِهِ وَيَقُولُ مَا وَرَدَ، وَمِنْهُ » اللَّهُمَّ كَمَا حَسَّنْت خَلْقِي فَحَسِّنْ خُلُقِي، وَحَرِّمْ وَجْهِي عَلَى النَّارِ».
انظر: «دقائق أولي النهى لشرح المنتهى» 1/ 44.

* Передано много хадисов с подобным дуа перед зеркалом, и все они имеют слабые или очень слабые цепочки передатчиков, кроме одного, в котором не упомянуто зеркало: Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «О Аллах, ты сделал прекрасным мой облик, так сделай же прекрасным мой нрав». (Аллахумма, ахсанта халькы фа-ахсин хулюкы). Передал Ахмад 24392, и его достоверность подтвердили редакторы «Муснада».

وفيه: عَنِ عائشة قالت: » كَانَ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: ( اللهُمَّ أَحْسَنْتَ خَلْقِي ، فَأَحْسِنْ خُلُقِي ) . رواه أحمد (24392) وصححه محققو المسند.

Здесь важно не упустить из виду, что к Аллаху можно обращаться с любым дуа, смысл которого не содержит противоречия шариату. Даже если с этим дуа не передано ни одного хадиса. И тем более нет проблем обратиться с тем дуа, которое содержится в слабом хадисе, если его смысл верен, ведь в таком случае к его дозволенности добавляется доля вероятности, что оно все же пришло от пророка, мир ему и благословение Аллаха.
А предложение шейха аль-Бухути произнести такое дуа перед зеркалом — это возможный вариант того, что уместно сказать в таком случае, и наиболее подходящая ситуация для такого дуа, даже если исходить только из того, что слова «перед зеркалом» пришли в слабых хадисах.

8. Омовение и борода.

Пишет шейх Мансур аль-Бухути: «Мыть бороду обязательно, в том числе те ее части, что отросли за границы лица в виде распущенных волос — как по высоте, так и по ширине. Потому что борода вместе с лицом (уаджх) подпадает под смысл «направление куда-то» (тауадджух) и «обращение к чему-то напротив» (муваджаха). И не относится к этому то, что произрастает из места ниже головы, поскольку не относится к голове.
А растирать водой внутреннюю часть бороды, которая закрывает кожу — сунна (желательно). Совершающий омовение набирает для этого воду в ладонь и прикладывает ее снизу, втирая в бороду, или прикладывает с двух ее сторон и трет ее согласно хадису Усмана, в котором «он совершал малое омовение (вуду) и когда мыл лицо, то растер бороду, а затем сказал: «Я видел, как пророк, мир ему и благословение Аллаха, сделал то, что вы видели, как я сделал». Хадис передал ат-Тирмизи и назвал его достоверным, а аль-Бухари признал его хорошим». См. «Кашшаф аль-кына'» 1/96.

اللحية في الوضوء. قال الشيخ منصور البهوتي: «(وَيَجِبُ غَسْلُ اللِّحْيَةِ) بِكَسْرِ اللَّامِ (وَمَا خَرَجَ عَنْ حَدِّ الْوَجْهِ مِنْهَا) مِنْ الشَّعْرِ الْمُسْتَرْسِلِ (طُولًا وَعَرْضًا) لِأَنَّ اللِّحْيَةَ تُشَارِكُ الْوَجْهَ فِي مَعْنَى التَّوَجُّهِ وَالْمُوَاجَهَةِ وَخَرَجَ مَا نَزَلَ مَنْ الرَّأْسِ عَنْهُ لِعَدَمِ مُشَارَكَتِهِ الرَّأْسَ فِي التَّرَؤُّسِ (وَيُسَنُّ تَخْلِيلُ السَّاتِرِ لِلْبَشْرَةِ مِنْهَا) أَيْ مِنْ اللِّحْيَةِ (بِأَخْذِ كَفٍّ مِنْ مَاءٍ يَضَعُهُ مِنْ تَحْتِهَا بِأَصَابِعِهِ مُشْتَبِكَةً فِيهَا) أَيْ اللِّحْيَةِ (أَوْ) يَضَعُهُ (مِنْ جَانِبَيْهَا وَيُعْرِكُهَا) لِحَدِيثِ «عُثْمَانَ أَنَّهُ تَوَضَّأَ وَخَلَّلَ لِحْيَتَهُ حِينَ غَسَلَ وَجْهَهُ ثُمَّ قَالَ رَأَيْت النَّبِيَّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — فَعَلَ الَّذِي رَأَيْتُمُونِي فَعَلْت» رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ وَصَحَّحَهُ: وَحَسَّنَهُ الْبُخَارِيُّ».
انظر: «كشاف القناع عن متن الإقناع» 1/ 96.

Немногим далее: «А редкие волосы на всем лице, то есть те, при которых видна кожа, обязательно мыть вместе с тем, что под ними. Потому что то, что не скрывают волосы, подобно тому, на чем вообще нет волос». См. «Кашшаф аль-кына'» 1/97.

وبعد قليل: «(وَالْخَفِيفُ) مِنْ شُعُورِ الْوَجْهِ كُلِّهَا وَهُوَ الَّذِي يَصِفُ الْبَشَرَةَ (يَجِبُ غَسْلُهُ وَ) غَسْلُ (مَا تَحْتَهُ) ؛ لِأَنَّ الَّذِي لَا يَسْتُرُهُ شَعْرُهُ يُشْبِهُ مَا لَا شَعْرَ عَلَيْهِ».
انظر: «كشاف القناع عن متن الإقناع» 1/ 97.

9. Таяммум и борода.

Пишет шейх Мансур аль-Бухути: «Обязательных положений в таяммуме в общем пять. Одно из них — протирание лица, к которому также относится борода. В соответствии со словами Всевышнего: «Протирайте ваши лица». (Трапеза, 6) Помимо того, что находится под волосами, даже если волосы редкие». См. «Дакаик ули ан-нуха» 1/98.

اللحية والتيمم. قال الشيخ منصور البهوتي: «وَفَرَائِضُهُ أَيْ التَّيَمُّمِ خَمْسَةٌ فِي الْجُمْلَةِ أَحَدُهَا (مَسْحُ وَجْهِهِ) وَمِنْهُ اللِّحْيَةُ، لِقَوْلِهِ تَعَالَى: {فَامْسَحُوا بِوُجُوهِكُمْ} [المائدة: 6] (سِوَى مَا تَحْتَ) شَعْرٍ، وَلَوْ كَانَ الشَّعْرُ (خَفِيفًا)».
انظر: «دقائق أولي النهى لشرح المنتهى» 1/ 98.

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...