Почему упомянуто, что наказание в могиле связано с мочой и несущими раздор сплетнями?

12.07.2017 | 9230

السر في تخصيص البول والنميمة بعذاب القبر

Рассказывал Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом: «Проходил пророк, мир ему и благословение Аллаха, возле одной из стен Медины или Мекки и услышал голоса двух человек, которые переносили мучения в своих могилах. И пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Они мучаются, и мучаются не за большой (грех)». Затем сказал: «Да нет же (т.е. наоборот, за большой), один из них не оберегался от своей мочи, а другой распространял сплетни, несущие раздор». Затем он сказал принести ему ветвь пальмы, разломал ее на две части и положил на каждую могилу часть ветви. Его спросили: «О посланник Аллаха, почему ты сделал это?» Он ответил: «Быть может уменьшатся их мучения пока они (части ветви) не засохнут»«. Аль-Бухари 216, Муслим 292.

Писал хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали: «Некоторые (ученые) упомянули тайну того, почему именно моча, несущие раздор сплетни и злословие (упомянуты в этом хадисе) как причина мучений в могиле.
Дело в том, что могила — это первое из мест пребывания в последней жизни, в ней дается пример того, что будет в Судный день в виде наказания и награды.
А грехи, за которые будет наказание в Судный день, двух видов: нарушение прав Всевышнего Аллаха и нарушение прав Его рабов. Первое из прав Аллаха, за которые будет спрос в Судный день — это молитва, а из прав рабов — пролитая кровь. А в барзахе (мир могилы, между смертью и Судным днем) будет спрос за предпосылки нарушения этих двух видов прав и за то, что приводит к их нарушению. Так, предпосылка (недействительности) молитвы — (отсутствие) чистоты от осквернения и скверны, а предпосылка пролития крови — несущие раздор сплетни и попрание чести людей. Это два вида проблемного поведения, осуществлять которые проще всего, и с них начнется расчет и наказание в барзахе».
См. «Ахуаль аль-кубур», с. 89.

عَنْ ابْنِ عَبَّاسٍ رضي الله عنهما قَالَ : مَرَّ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بِحَائِطٍ مِنْ حِيطَانِ الْمَدِينَةِ أَوْ مَكَّةَ ، فَسَمِعَ صَوْتَ إِنْسَانَيْنِ يُعَذَّبَانِ فِي قُبُورِهِمَا ، فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : ( يُعَذَّبَانِ ، وَمَا يُعَذَّبَانِ فِي كَبِيرٍ ، ثُمَّ قَالَ : بَلَى ، كَانَ أَحَدُهُمَا لا يَسْتَتِرُ مِنْ بَوْلِهِ ، وَكَانَ الآخَرُ يَمْشِي بِالنَّمِيمَةِ ، ثُمَّ دَعَا بِجَرِيدَةٍ فَكَسَرَهَا كِسْرَتَيْنِ ، فَوَضَعَ عَلَى كُلِّ قَبْرٍ مِنْهُمَا كِسْرَةً . فَقِيلَ لَهُ : يَا رَسُولَ اللَّهِ ، لِمَ فَعَلْتَ هَذَا ؟ قَالَ : لَعَلَّهُ أَنْ يُخَفَّفَ عَنْهُمَا مَا لَمْ تَيْبَسَا ، أَوْ إِلَى أَنْ يَيْبَسَا ) . رواه البخاري (216) ومسلم (292)

قال الحافظ ابن رجب الحنبلي رحمه الله في «أهوال القبور وأحوال أهلها إلى النشور»، ص. 89: «وقد ذكر بعضهم السر في تخصيص البول، والنميمة، والغيبة -يعني: المذكورة في بعض طرق الحديث- بعذاب القبر، وهو أن القبر أول منازل الآخرة، وفيه أنموذج ما يقع في يوم القيامة، من العقاب، والثواب،
والمعاصي التي يعاقب عليها يوم القيامة نوعان: حق للَّه -تعالى-، وحق لعباده، وأول ما يقضى يوم القيامة من حقوق اللَّه الصلاة، ومن حقوق العباد الدماء، وأما البرزخ فيقضى فيه من مقدمات هذَين الحقَّين ووسائلهما، فمقدمة الصلاة الطهارة من الحدث، والخبث، ومقدمة الدماء النميمة، والوقيعة في الأعراض، وهما أيسر أنواع الأذى، فيبدأ في البرزخ بالمحاسبة والعقاب عليهما».

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (8 оценок, среднее: 4,50 из 5)
Загрузка...