Шейх Абдуллах аль-Бассам про убеждения имама ас-Санаани
30.04.2017 | 3461
Слова шейха Абдуллаха аль-Бассама из его книги «Уляма ан-Неджд» (6/418):
«Я удостоверился у некоторых достойных доверия, из них шейх Мухаммад ибн Ибрахим али аш-Шейх, главный судья, о том, что отказ ас-Санаани (от поддержки Мухаммада ибн Абдульуаххаба) — настоящий. И что поэма об этом принадлежит на самом деле ему, а не его сыну. Я прочитал в этот 1399 год некоторые книги ас-Санаани, из которых «Хашия аля шарх Ибн Дакык аль-Ид», и перевесило в моих глазах мнение о том, что он отказался от убеждений (о правильности призыва) про шейха Мухаммада, да помилует его Аллах. И также стало более явным для меня то, что от него (ас-Санаани) исходила иная акыда, и что он — зейдит. У него есть поэма, посвященная порочению Муавии, да будет доволен им Аллах. И он с напряженностью упоминает мнения Ибн Таймии и Ибн аль-Каййима, в то время как расхваливает других. И у него иной подход в отношении сущности Аллаха, противоречащий саляфам. И у него отвратительные слова о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, настолько старался угождать Аише, что это создает впечатление, будто это распространялось даже на введение положений в шариат. Это очень опасные слова. Также он порочит нашего господина Умара аль-Фарука, да будет доволен им Аллах, скрытым образом. Так в «Субуль ас-салям» при объяснении хадиса о выстаивании ночи в рамадан и слов Умара: «Прекрасное нововведение», — сказал ас-Санаани: «А что касается его слов «Прекрасное нововведение», — то нет из нововведения того, что заслуживает похвалы, наоборот, всякое нововведение — заблуждение. Да проявит к нему Аллах снисходительность».
قال الشيخ عبد الله البسام في كتابه علماء نجد خلال ثمانية قرون ( 6 / 418 ) ما نصه
كثير من أصحاب القلوب السليمة ينفون صحة الرجوع عن الشيخ الصنعاني، وينسبون تزوير الرجوع والقصيدة الناقضة إلى ابنه، ولكنني تحققت من عدد من الثقات، ومنهم سماحة الشيخ محمد بن إبراهيم آل الشيخ رئيس القضاء بأن رجوع الأمير الصنعاني حقيقة، وأن القصيدة الناقضة له وليست لابنه ، وقد قرأتُ في هذه السنة 1399 هـ بعض كتب الصنعاني، ومنها حاشية على شرح ابن دقيق العيد، فترجّح عندي رجوعه عن معتقده في الشيخ محمد ( بن عبد الوهاب ) رحمه الله،
كما أرجّح صدور العقيدة الناقضة عنه،
فهو زيدي،
وله قصيدة في سبِّ معاوية رضي الله عنه،
ولا يرتاح لذكر آراء شيخ الإسلام ابن تيمية وابن القيّم؛ بينما يمجّد غيرهما،
وله مسلك في الذات يخالف السلف،
وله كلمة بشعة في أن النبي صلى الله عليه وسلّم يُحسِن عشرة عائشة رضي الله عنها بما يشبه أنه يجيب رغباتها حتى في التشريع ( قال أبو معاوية البيروتي : يشير إلى الحديث الذي رواه البخاري 4788 ومسلم 1464)؛ وهذا أمر خطير جدًّا،
كما أنه يطعن في سيدنا عمر الفاروق رضي الله عنه بشكلٍ خفيٍّ؛
ففي » سبل السلام » عند شرح حديث قيام رمضان وقول عمر رضي الله عنه ( نعمت البدعة )؛
قال الصنعاني : وأما قول ( نعمت البدعة ) فليس من البدعة ما يُمدَح؛ بل كلّ بدعة ضلالة
عفا الله عنه وسامحه » . اهـ .