Остатки воды после полоскания рта во время поста
04.09.2017 | 7636
حكم بقايا الماء المختلطة بالريق بَعْدَ الْمَضْمَضَةِ أثناء الصيام
Говорит группа ханафитских муфтиев под предводительством шейха Низамуддина аль-Бальхы в «аль-Фатауа аль-хиндия» 1/203: «Если после полоскания рта осталась влага, и он проглотил ее вместе со слюной, то пост не нарушается».
يقول لجنة علماء الحنفية برئاسة الشيخ نظام الدين البلخي الحنفي: «وَلَوْ بَقِيَ بَلَلٌ بَعْدَ الْمَضْمَضَةِ فَابْتَلَعَهُ مع الْبُزَاقِ لم يُفْطِرْهُ».
انظر: «الفتاوي الهندية» 1/203.
Передает большой маликитский ученый Шамсуддин Мухаммад аль-Хаттаб: «Сказал шейх Заррук в «Шарх аль-иршад»: «Проглатывание воды, которой полощут рот, делает обязательным возмещение поста, но это не касается остатков, проглатываемых вместе со слюной, после того как набранная вода была полностью извергнута. — Это не навредит». См. «Мауахиб аль-Джалиль» 3/350.
قال الإمام الخطاب المالكي: «قال الشيخ زروق في شرح الإرشاد: وابتلاع ماء المضمضة يوجب القضاء لا بقاياه مع الريق بعد طرحه بالكلية فإنه لا يضر».
انظر: «مواهب الجليل» 3/350.
Говорит имам ан-Навави аш-Шафии: «Сказал аль-Мутауалли и другие: «Когда постящийся полощет рот, он обязан извергнуть воду. И он не обязан высушивать свой рот тряпкой или чем-то подобным — без разногласий». См. «Аль-Маджму'» 6/327.
Говорит большой шафиитский ученый Сулейман аль-Буджейрами: «И не повредит проглатывание своей слюны вслед за полосканием рта, даже если можно выплюнуть ее, поскольку сложно уберечься от этого». См. «Хашия аль-Буджейрами аля аль-Хатыб» 2/378.
قال الإمام النووي الشافعي: «قَالَ الْمُتَوَلِّي وَغَيْرُهُ : إذَا تَمَضْمَضَ الصَّائِمُ لَزِمَهُ مَجُّ الْمَاءِ , وَلا يَلْزَمُهُ تَنْشِيفُ فَمِهِ بِخِرْقَةٍ وَنَحْوِهَا بِلا خِلافٍ».
انظر: «المجموع» 6/327.
وقال العلامة سليمان البجيرمي الشافعي: «وَلَا يَضُرُّ بَلْعُ رِيقِهِ إثْرَ الْمَضْمَضَةِ وَإِنْ أَمْكَنَ مَجُّهُ لِعُسْرِ التَّحَرُّزِ عَنْهُ».
انظر: «حاشية البجيرمي على الخطيب» 2/378.
Говорит большой ханбалитский ученый Мансур аль-Бухути, объясняя слова имама аль-Хаджави: ««Или прополоскал рот или нос» во время малого омовения «и вода попала ему в горло без цели на это, или если проглотил то, что осталось от воды после полоскания рта, то это не нарушает пост», поскольку это поступило (в желудок) не намеренно и подобно (случайно проглоченной) мухе». См. «Кашшаф аль-кына» 2/326.
يقول العلامة منصور البهوتي الحنبلي وهو يشرح كلام الإمام موسى الحجاوي الحنبلي: «(أَوْ تَمَضْمَضَ أَوْ اسْتَنْشَقَ) فِي الْوُضُوءِ (فَدَخَلَ الْمَاءُ حَلْقَهُ بِلَا قَصْدٍ أَوْ بَلَعَ مَا بَقِيَ مِنْ أَجْزَاءِ الْمَاءِ بَعْدَ الْمَضْمَضَةِ لَمْ يُفْطِرْ) ؛ لِأَنَّهُ وَاصِلٌ بِغَيْرِ قَصْدٍ أَشْبَهَ الذُّبَابَ».
انظر: «كشاف القناع» 2/321.
Говорит шейх Ибн Усаймин: «Не является обязательным выплевывать (постящемуся) слюну, даже после того как он попил воды перед азаном фаджра. Ведь не известно от сподвижников, да будет доволен ими Аллах, насколько мы знаем, чтобы человек, если попьет перед фаджром, плевался, пока не исчезнет вкус воды. Однако это (остатки воды) из того, отношение к чему снисходительное». См. «Аш-Шарх аль-мумти'» 6/428.
قال الشيخ ابن عثيمين: «لا يجب التفل ولو بعد شرب الماء عند أذان الفجر ، فإنه لم يعهد من الصحابة رضي الله عنهم فيما نعلم أن الإنسان إذا شرب عند طلوع الفجر يتفل حتى يذهب طعم الماء، بل هذا مما يسامح فيه».
انظر: «الشرح الممتع» 6/428.
И некоторые ученые из числа ханафитов и шафиитов говорили, что нужно после того как будет извергнута вода от полоскания рта еще один раз сплюнуть, не увлекаясь сплевыванием больше этого. Пишут авторы Кувейтской энциклопедии фикха: «Те, которые считают, что нужно сплевывать, не требуют от прополоскавшего рот большего, чем сплюнуть один раз после извержения воды». См. «Аль-Маусуа аль-фикхия аль-кувейтия» 28/63.
ويرى بعض علماء الحنفية والشفعية أنه ينبغي أن يبصق مرة واحدة بعد مج الماء لا أكثر. قال مؤلفو الموسوعة الفقهية الكويتية: «والذين يرون البصق بعد المضمضة لا يطالبون المتمضمض بأكثر من أن يبصق مرة واحدة بعد مجِّه للماء».
انظر: «الموسوعة الفقهية الكويتية» 28/63.