Имам Ибн аль-Джаузи: Разумный тот, кто думает о последствиях
30.12.2017 | 4691
الإمام جمال الدين أبو الفرج بن الجوزي: كامل العقل من يتلمَّح العواقب
Писал имам Абдуррахман ибн аль-Джаузи аль-Ханбали: «Всякий, кто не обращает внимания на (возможные) последствия и не готовится к тому, что может произойти, тот не обладает полноценным разумом. Учитывай это во всем.
Если, например, человек обольщен своей молодостью и продолжает предаваться грехам, откладывая покаяние, то однажды может произойти несчастный случай, и он не доживет до чего-то из того, что надеялся осуществить. Также, если он откладывает какое-то дело или изучение какой-то науки. Через откладывание на потом уходит время и утрачивается возможность осуществить желаемое. И может быть человек решает сделать что-то хорошее или отдать на религиозные нужды мусульман что-то из своего имущества, но откладывает на потом, и вдруг случается непредвиденное. Разумен тот, кто решительно представляет себе, что может произойти и поступает, исходя из этого. И если окажется, что еще остается время, то это не навредит ему, а если случится то, чего он опасался, то он уже принял необходимые меры.
И что касается мирских дел: если кто-то близок к правителю и совершает зло в отношении кого-то из его свиты, полагаясь на свою близость к нему, то правитель может смениться, а враг этого человека займет более высокое положение и отомстит ему. Или если кто-то проявляет вражду к кому-то из своих товарищей и не считается с этим, поскольку тот ниже его положением в настоящем, то ведь в будущем положение того человека может стать выше, и он сполна воздаст по долгам в дурном отношении и еще добавит». См. «Сейд аль-хатыр», с. 297-298.
قال الإمام عبد الرحمن بن الجوزي الحنبلي: «كل من لا يتلمح العواقب، ولا يستعد لما يجوز وقوعه؛ فليس بكامل العقل!
واعتبر هذا في جميع الأحوال! مثل أن يغتر بشبابه، ويدوم على المعاصي، ويسوف بالتوبة، فربما أخذ بغتة، ولم يبلغ بعض ما أمل. وكذلك إذا سوف بالعمل، أو بحفظ العلم، فإن الزمان ينقضي بالتسويف، ويفوت المقصود. وربما عزم على فعل خير، أو وقف شيء من ماله، فسوف، فبغت. فالعاقل من أخذ بالحزم في تصوير ما يجوز وقوعه، وعمل بمقتضى ذلك؛ فإن امتد الأجل، لم يضره، وإن وقع المخوف، كان محترزًا.
ومما يتعلق بالدنيا: أن يميل مع السلطان، ويسيء إلى بعض حواشيه، ثقة بقربه منه، فربما تغير ذلك السلطان، فارتفع عدوه، فانتقم منه. وقد يعادي بعض الأصدقاء، ولا يبالي به؛ لأنه دونه في الحالة الحاضرة، فربما صعدت مرتبة ذلك، فاستوفى ما أسلفه إليه من القبيح وزاد».
انظر: «صيد الخاطر»، ص. 297-298.