Траур и самоистязания в день Ашура по поводу смерти Хусейна

16.09.2018 | 6013

Каждый год примерно в одно и то же время мусульмане всего мира попадают в неловкое положение, когда СМИ самых разных стран запускают репортажи о том, какими самоистязаниями в этот день занимаются некоторые люди, относящие себя к Исламу. Речь идет о том, как ведут себя некоторые группы шиитов в день Ашура. Ежегодно они выражают таким образом траур по поводу трагической смерти внука пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха — Хусейна ибн Али, да будет доволен Аллах им и его отцом. В день Ашура шииты устраивают массовые акции, и участники этих акций, публично причитая, бьют себя по лицу и груди, режут себе лицо, делают размашистые удары цепями и ножами по спине, истекая кровью, и нанося себе серьезные увечья и травмы.

Это жуткое зрелище вызывает отвращение к Исламу у немусульман и становится причиной замешательства и стыда у самих мусульман, непричастных к подобному поведению никоим образом. Ведь такие акции — это особенность исповедания религии у некоторых течений шиитского направления, которые для подавляющего большинства мусульман являются отклонившимися от истины как в этом вопросе, так и в понимании религии в целом.

Рассмотрим немного подробнее каково положение в Исламе того, чем занимаются шииты (рафидиты) в день Ашура.

Когда зародилось это явление?

Хафиз, муфассир, историк, имам Исмаил ибн Касир аш-Шафии указывает время, когда начали проводиться эти акции, и описывает, как это происходило. В своей известной книге об истории Ислама он пишет: «Впали в излишество рафидиты в государстве Бувайхидов (Буидов) в границах четвертого столетия (после хиджры) и около того. В Багдаде и подобных городах в день Ашура били в барабаны, развеивали пепел и пряности на дорогах и рынках, развешивали на магазинах грубые ткани, люди демонстрировали печаль и плач, многие из них не пили воду в ту ночь, чтобы быть как аль-Хусейн, поскольку он был убит, испытывая жажду. Затем выходили женщины с открытыми лицами, завывая и нанося удары по своему лицу и груди, ходили босиком по рынкам. Были и другие скверные нововведения, отвратительные страсти, позорные изобретения. А хотели они посредством этого выразить отвращение к государству Омейядов, поскольку он (аль-Хусейн) был убит в их государстве». См. «Аль-Бидая уа ан-нихая» 8/202.

قال الإمام إسماعيل بن كثير الشافعي: «وَقَدْ أَسْرَفَ الرَّافِضَةُ فِي دَوْلَةِ بَنِي بُوَيْهٍ فِي حُدُودِ الْأَرْبَعِمِائَةٍ وَمَا حَوْلَهَا فَكَانَتِ الدَّبَادِبُ تُضْرَبُ بِبَغْدَادَ وَنَحْوِهَا مِنَ الْبِلَادِ فِي يَوْمِ عَاشُورَاءَ، وَيُذَرُّ الرَّمَادُ وَالتِّبْنُ فِي الطُّرُقَاتِ وَالْأَسْوَاقِ، وَتُعَلَّقُ الْمُسُوحُ عَلَى الدَّكَاكِينِ، وَيُظْهِرُ النَّاسُ الْحُزْنَ وَالْبُكَاءَ، وَكَثِيرٌ مِنْهُمْ لَا يَشْرَبُ الْمَاءَ لَيْلَتَئِذٍ مُوَافَقَةً لَلْحُسَيْنِ لَأَنَّهُ قتل عطشانا. ثُمَّ تَخْرُجُ النِّسَاءُ حَاسِرَاتٍ عَنْ وُجُوهِهِنَّ يَنُحْنَ وَيَلْطِمْنَ وُجُوهَهُنَّ وَصُدُورَهُنَّ، حَافِيَاتٍ فِي الْأَسْوَاقِ إِلَى غَيْرِ ذَلِكَ مِنَ الْبِدَعِ الشَّنِيعَةِ، وَالْأَهْوَاءِ الْفَظِيعَةِ، وَالْهَتَائِكِ الْمُخْتَرَعَةِ وَإِنَّمَا يُرِيدُونَ بِهَذَا وَأَشْبَاهِهِ أَنْ يُشَنِّعُوا عَلَى دَوْلَةِ بَنِي أُمَيَّةَ، لَأَنَّهُ قُتِلَ في دولتهم». انظر: «البداية والنهاية» 8/ 202.

Можно заметить, что имам Ибн Касир указал на политическую подоплеку в проведении этих траурных мероприятий, отметив, что политический интерес подтолкнул эту группу к выражению религиозных чувств таким образом. И это будет еще более заметно, если обратить внимание на то, насколько такие акции неуместны с точки зрения религиозной логики.

Противоречие религиозной логике

Говорит хафиз Ибн Касир аш-Шафии: «Его (аль-Хусейна), да будет доволен им Аллах, убийство должно печалить каждого мусульманина, ведь он один из господ мусульман, он из ученых сподвижников, сын дочки посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, лучшей из его дочерей. Он много поклонялся, был отважным и щедрым, но не здорово то, что делают шииты, проявляя скорбь и печаль, большая часть которой, скорее всего, искусственна и является показухой.
Его отец (Али ибн Аби Талиб) был лучше него, и он был убит, но они не устраивают (ежегодных) траурных мероприятий по причине его убийства и при этом устраивают траурные церемонии в день убийства аль-Хусейна. Его отец был убит в пятницу, когда выходил на утреннюю (фаджр) молитву в 27 день рамадана 40-го года (от хиджры). 
Также Усман был лучше чем Али по мнению приверженцев сунны и единой общины (ахлю ас-сунна уа аль-джама’а), и он был убит будучи в осаде в собственном доме в дни ташрика месяца зуль-хидджа 36 года (от хиджры). Его зарезали, (перерезав шею) от вены до вены, но люди не стали устраивать (ежегодных) траурных церемоний в день его убийства.
Также Умар ибн аль-Хаттаб — он лучше Усмана и Али и был убит, когда стоял в михрабе, читая Коран в утренней молитве. И люди не стали устраивать (ежегодных) траурных акций в день его убийства.
Также и (Абу Бакр) ас-Сыддик — он лучше него (Умара), но люди не взяли день его смерти для (ежегодных) траурных действ.
И посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, господин потомков Адама в этой жизни и жизни последней — Аллах забрал его к Себе, он умер, как умирали пророки до него, но никто не утроил в день их смерти (ежегодных) траурных церемоний, в которые бы совершали то же, что делают те невежественные рафидиты в день трагической гибели аль-Хусейна.
И никто не упомянул, что в день их смерти или перед их смертью произошло что-то из того, что они заявляют о дне убийства аль-Хусейна из того, что уже было упомянуто, вроде затмения Солнца, покраснения неба и прочего.

Лучшее, что можно сказать при воспоминании этих и им подобных бедствий — это то, что передал Али ибн аль-Хусейн от своего деда — посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха — что он сказал: «Если мусульманин, которого постигло бедствие, вспомнит о нем, даже если прошло много времени, и выразит при этом «истирджа'», то Аллах непременно одарит его наградой, подобной той, которая была в день, когда его постигла эта беда». Хадис передали имам Ахмад и Ибн Маджа». См. «Аль-Бидая уа ан-нихая» 8/203.

Истирджа’ — произнесение слов: инна ли-Лляхи уа инна илейхи раджи’ун, что значит: поистине, мы принадлежим Аллаху и, поистине, мы к Нему возвращаемся.
Ар.: إنا لله وإنا إليه راجعون

قال الحافظ ابن كثير الشافعي: «فَكُلُّ مسلم ينبغي له أن يحزنه قَتْلِهِ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، فَإِنَّهُ مِنْ سَادَاتِ الْمُسْلِمِينَ، وَعُلَمَاءِ الصَّحَابَةِ وَابْنُ بِنْتُ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الَّتِي هِيَ أَفْضَلُ بْناتِهِ، وَقَدْ كَانَ عَابِدًا وَشُجَاعًا وَسَخِيًّا، وَلَكِنْ لَا يُحْسِنُ مَا يَفْعَلُهُ الشِّيعَةُ مِنْ إِظْهَارِ الْجَزَعِ وَالْحُزْنِ الَّذِي لَعَلَّ أَكْثَرَهُ تَصَنُّعٌ وَرِيَاءٌ، وقد كان أبوه أفضل منه فقتل، وَهُمْ لَا يَتَّخِذُونَ مَقْتَلَهُ مَأْتَمًا كَيَوْمِ مَقْتَلِ الْحُسَيْنِ، فَإِنَّ أَبَاهُ قُتِلَ يَوْمَ الْجُمُعَةِ وَهُوَ خَارِجٌ إِلَى صَلَاةِ الْفَجْرِ فِي السَّابِعَ عَشَرَ مِنْ رَمَضَانَ سَنَةَ أَرْبَعِينَ، وَكَذَلِكَ عُثْمَانُ كَانَ أَفْضَلَ مِنْ عَلِيٍّ عِنْدَ أَهْلِ السُّنَّةِ وَالْجَمَاعَةِ، وَقَدْ قُتِلَ وَهُوَ مَحْصُورٌ فِي دَارِهِ فِي أَيَّامِ التَّشْرِيقِ مِنْ شَهْرِ ذِي الْحِجَّةِ سَنَةَ سِتٍّ وَثَلَاثِينَ، وَقَدْ ذُبِحَ مِنَ الْوَرِيدِ إِلَى الوريد، وَلَمْ يَتَّخِذِ النَّاسَ يَوْمَ قَتْلِهِ مَأْتَمًا، وَكَذَلِكَ عُمَرُ بْنُ الْخَطَّابِ وَهُوَ أَفْضَلُ مِنْ عُثْمَانَ وَعَلِيٍّ، قُتِلَ وَهُوَ قَائِمٌ يُصَلِّي فِي الْمِحْرَابِ صَلَاةَ الْفَجْرِ ويقرأ الْقُرْآنَ، وَلَمْ يَتَّخِذِ النَّاسَ يَوْمَ قَتْلِهِ مَأْتَمًا، وَكَذَلِكَ الصِّدِّيقُ كَانَ أَفْضَلَ مِنْهُ وَلَمْ يَتَّخِذِ النَّاسُ يَوْمَ وَفَاتِهِ مَأْتَمًا، وَرَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ سَيِّدَ وَلَدِ آدَمَ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ، وَقَدْ قَبَضَهُ اللَّهُ إِلَيْهِ كَمَا مَاتَ الْأَنْبِيَاءُ قَبْلَهُ، وَلَمْ يَتَّخِذْ أَحَدٌ يَوْمَ موتهم مَأْتَمًا يَفْعَلُونَ فِيهِ مَا يَفْعَلُهُ هَؤُلَاءِ الْجَهَلَةُ مِنَ الرَّافِضَةِ يَوْمَ مَصْرَعِ الْحُسَيْنِ. وَلَا ذَكَرَ أَحَدٌ أَنَّهُ ظَهَرَ يَوْمَ مَوْتِهِمْ وَقِبَلَهُمْ شَيْءٌ مِمَّا ادَّعَاهُ هَؤُلَاءِ يَوْمَ مَقْتَلِ الْحُسَيْنِ مِنَ الْأُمُورِ الْمُتَقَدِّمَةِ، مِثْلَ كُسُوفِ الشَّمْسِ وَالْحُمْرَةِ الَّتِي تَطْلُعُ فِي السَّمَاءِ وَغَيْرِ ذَلِكَ.
وَأَحْسَنُ مَا يُقَالُ عِنْدَ ذِكْرِ هَذِهِ الْمَصَائِبِ وَأَمْثَالِهَا مَا رواه على بن الحسين عَنْ جَدِّهِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ أَنَّهُ قَالَ: «مَا مِنْ مُسْلِمٍ يُصَابُ بِمُصِيبَةٍ فَيَتَذَكَّرُهَا وَإِنْ تَقَادَمَ عَهْدُهَا فَيُحْدِثُ لَهَا اسْتِرْجَاعًا إِلَّا أَعْطَاهُ اللَّهُ مِنَ الْأَجْرِ مِثْلَ يوم أصيب منها» . رواه الإمام أحمد وابن ماجة». انظر: «البداية والنهاية» 8/ 203.

Явное противоречие шариату

Помимо прочего, эти действия являются прямым противоречием шариату. Независимо от того, проводятся они с уклоном в членовредительство, или участники ограничиваются другими видами самоистязаний, траурными причитаниями и возгласами.

Членовредительство

Самые жуткие видео и фотографии с шиитских траурных акций передают кадры нанесения себе порезов и рассечений с большой потерей крови. Такие поступки, независимо от того, в какое время и кем совершаются, противоречат одной из главных шариатских целей: сохранение неприкосновенности жизни, к которой относится и сохранение неприкосновенности органов тела.

Говорит имам Ибрахим аш-Шатыби аль-Малики: «Что касается жизни, то похоже, что веление о соблюдении ее сохранности было ниспослано в Мекке, как это видно в Его словах: «Не убивайте душу, которую Аллах запретил убивать, кроме как по праву» (Скот, 151)… А что касается (сохранности) разума, то на него… распространяется неприкосновенность из требования о соблюдении сохранности жизни, подобно положению остальных органов тела и их полезных свойств — слуха, зрения и других». См. «Аль-Мувафакат» 3/236-237.

قال الإمام إبراهيم الشاطبي المالكي: «وَأَمَّا النَّفْسُ؛ فَظَاهِرٌ إِنْزَالُ حِفْظِهَا بِمَكَّةَ؛ كَقَوْلِهِ: {وَلا تَقْتُلُوا النَّفْسَ الَّتِي حَرَّمَ اللَّهُ إِلَّا بِالْحَقِّ} [الأنعام: 151] … وَأَمَّا الْعَقْلُ، فَهُوَ … دَاخَلٌ فِي حُرْمَةِ حِفْظِ النَّفْسِ كَسَائِرِ الْأَعْضَاءِ، وَمَنَافِعِهَا2 مِنَ السَّمْعِ وَالْبَصَرِ وَغَيْرِهِمَا». انظر: «الموافقات» 3/ 236-237.

Нанесение себе ударов, разрывание одежды, рыдания и причитания

Многие участники этих траурных собраний и демонстраций ограничиваются нанесением себе ударов руками по груди и лицу, а также совместными рыданиями. И это тоже неприемлемо в Исламе.

> Доказательство из Корана

Всевышний Аллах сказал (смысл): «О пророк, если к тебе придут верующие женщины, чтобы присягнуть в том, что они не будут приобщать сотоварищей к Аллаху, красть, прелюбодействовать, убивать своих детей, покрывать клеветой то, что между их руками и ногами, и ослушаться тебя в благом, то прими их присягу и попроси у Аллаха прощения для них. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный». (Испытуемая, 12)

قال تعالى: «يَاأَيُّهَا النَّبِيُّ إِذَا جَاءَكَ الْمُؤْمِنَاتُ يُبَايِعْنَكَ عَلَى أَنْ لَا يُشْرِكْنَ بِاللَّهِ شَيْئًا وَلَا يَسْرِقْنَ وَلَا يَزْنِينَ وَلَا يَقْتُلْنَ أَوْلَادَهُنَّ وَلَا يَأْتِينَ بِبُهْتَانٍ يَفْتَرِينَهُ بَيْنَ أَيْدِيهِنَّ وَأَرْجُلِهِنَّ وَلَا يَعْصِينَكَ فِي مَعْرُوفٍ فَبَايِعْهُنَّ وَاسْتَغْفِرْ لَهُنَّ اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ». الممتحنة، 12.

Говорит имам Абу аль-Фарадж Абдуррахман ибн аль-Джаузи аль-Ханбали: «О словах Великого и Могущественного Аллаха «и ослушаться тебя в благом» есть три мнения.
Первое: что имеется в виду причитание (по причине чьей-то смерти). Так сказал Ибн Аббас и это также передано с иснадом от самого пророка, мир ему и благословение Аллаха.
Второе: что имеется в виду, что они не должны взывать о горе (для себя), царапать лицо, распускать волосы и рвать одежду (в связи с чьей-то смертью). Так сказал Зейд ибн Аслям.
Третье: что имеется в виду все из положений и нравов Ислама, что повелевает им посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Так сказал Абу Сулейман ад-Димашкы.
В этом аяте также содержится доказательство того, что повиновение правителям требуется только в дозволенном, но не в запретном». См. «Зад аль-масир» 4/274-275.

قال الإمام أبو الفرج عبد الرحمن بن الجوزي الحنبلي: «قوله عزّ وجلّ: وَلا يَعْصِينَكَ فِي مَعْرُوفٍ فيه ثلاثة أقوال:
أحدها: أنه النَّوح، قاله ابن عباس: وروي مرفوعا عن النبيّ صلّى الله عليه وسلم.
والثاني: أنه لا يَدْعين ويلاً، ولا يَخْدِشْنَ وجهاً ولا يَنْشُرنَ شعراً، ولا يَشْقُقْنَ ثوباً، قاله زيد بن أسلم.
والثالث: أنه جميع ما يأمرهنّ به رسول الله صلّى الله عليه وسلم من شرائع الإسلام، وآدابه، قاله أبو سليمان الدمشقي. وفي هذه الآية دليل على أن طاعة الولاة إِنما تلزم في المباح دون المحظور». انظر: «زاد المسير» 4/ 274-275.

> Доказательство из сунны

Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не из нас тот, что бьет (себя) по щекам, разрывает одежду и взывает зовом времен доисламского невежества». Хадис передали аль-Бухари и Муслим.

عَنْ عَبْدِ اللهِ بن مسعود رضي الله عنه قَالَ: قَالَ النَّبِيُّ — صلى الله عليه وسلم -: «لَيْسَ مِنَّا مَنْ لَطَمَ الخُدُودَ، وَشَقَّ الجُيُوبَ، وَدَعَا بِدَعْوَى الجَاهِلِيَّةِ». رواه البخاري ومسلم.

Хафиз Сираджуддин ибн аль-Муляккын аш-Шафии сказал: «Смысл слов «не из нас» — не из приверженцев нашей сунны, не из следующих нашему руководству. И не имеется в виду полный выход из религии, ведь у приверженцев сунны человек не становится неверным за грехи. О Аллах, кроме как если будет убежден в разрешенности этого…
… Особое внимание уделено ударам по щекам помимо остальных органов потому что именно по ним бьют себя женщины во время горя. И потому что самое почтенное, что есть в человеке — это лицо, и не разрешено унижать и принижать его ударами, и не разрешено обезображивать его или совершать что-нибудь иное, что оскверняет его. А бьющему (другого) велено избегать лица». См. «Ат-Таудых» 9/537.

قال الحافظ سراج الدين بن الملقن الشافعي: «ومعنى («ليس منا»): ليس من أهل سنتنا ولا من المهتدين بهدينا، وليس المراد به الخروج من الدين جملة، إذ المعاصي لا يكفر بها عند أهل السنة، اللهم إلا أن يعتقد حلَّ ذلك …
… وخصَّ الخدود بالضربِ دون سائرِ الأعضاءِ؛ لأنه الواقع منهنَّ عند المصيبة، ولأن أشرف ما في الإنسان الوجه فلا يجوز امتهانه وإهانته بضرب ولا تشويه ولا غير ذلك مما يشينه، وقد أُمِر الضارب باتقاء الوجه». انظر: «التوضيح» 9/ 537.

И сказал имам Джалялюддин ас-Суюты аш-Шафии: ««Не из нас» то есть не из приверженцев нашей сунны или нашего пути. И не имеется в виду выведение такого человека из религии. Смысл использования именно такого выражения в увеличении эффекта сдерживания от попадания в подобное положение. И передано от Суфьяна (ас-Саури), что он не любил погружаться в объяснения подобных текстов и говорил: «Нужно воздерживаться от этого, чтобы (сказанное) больше западало в душу и сильнее удерживало (от подобных поступков)». См. «Ат-Тауших» 3/1077.

وقال الإمام جلال الدين السيوطي الشافعي: «(ليس منا) أي: من أهل سنتنا أو طريقتنا، وليس المراد إخراجه من الدين، وفائدة إيراده بهذا اللفظ: المبالغة في الردع عن الوقوع في مثل ذلك. وعن سفيان — أي: الثوري — : أنه كان يكره الخوض في تأويل مثل ذلك، ويقول: ينبغي أن يمسك عنه ليكون أوقع في النفوس، وأبلغ في الزجر». انظر: «التوشيح» 3/ 1077.

Поэтому не годится относить происходящее на траурных собраниях в день Ашура к Исламу, и следует знать, что шариат наоборот запрещает подобные действия. И предписано мусульманам в день Ашура совсем иное: https://muntaqa.info/muharram

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...