Классификация шариатских текстов по степени однозначности того, на что они указывают
13.09.2017 | 3513
Веления и запреты, которые приходят в шариатских текстах, понимаются в свете множества факторов, из которых учет того, к какой категории, исходя из критерия однозначности, относится данный шариатский текст.
Способность делать это правильно приобретается с изучением комплекса наук, связанных с фикхом.
Поэтому сказал имам Ибн Уейна: «Хадис — причина заблуждения, кроме как для факыхов (знатоков фикха, правоведов)».
Передал Ибн Аби Зейд аль-Кайрауани «аль-Джами фи ас-сунан уа аль-адаб уа аль-хикам уа аль-магази уа ат-тарих уа гэйр залик», с. 150. Сказал после этого имам Ибн Аби Зейд: «Он имеет в виду, что другие (не факыхи) могут использовать это в явном смысле, в то время как его следует истолковать, будь это хадис или что-то другое. Или есть еще какой-то довод, который скрылся от него. Или это оставленный хадис, который обязательно оставить. И еще многое, чем должны заниматься только те, кто получил обширные знания и усвоил фикх».
И сказал имам Ибн Уахб: «Каждый приверженец хадисов, у которого нет имама в фикхе — заблудший. И если бы Аллах не спас нас посредством Малика и Лейса, мы бы заблудились». См. Ибн Аби Зейд аль-Кайрауани «аль-Джами» с. 151.
И что касается видов шариатских текстов по степени их однозначности, то они следующие:
НАСС. Однозначный текст, с ясным (сарих) смыслом, при котором нет вероятности указания на иной смысл. Насс сарих не может быть истолкован, может быть только отменен.
ЗАХИР. Текст, который указывает на два или более смысла, и один из них более очевиден, чем остальные, и более очевидному смыслу отдается предпочтение. Более очевидный смысл может быть истолкован в пользу какого-либо из менее очевидных при наличии условий для этого, и тогда он станет «муавваль».
МУАВВАЛЬ. Текст, который указывает на два или более смысла, и один из них более очевиден, но предпочтение отдаётся менее очевидному по причине наличия иных доводов или шариатских причин.
МУДЖМАЛЬ. Текст, который указывает на два или более смысла, и ни у одного из них нет преимущества перед другим. Нужно иметь убеждение, что сказанное в нем (если это достоверный шариатский текст) — истина, а в решениях по нему следует воздерживаться, пока не будет найдено разъяснение того, что имеется в виду.