Вера в ангелов. Шейх Салих ибн Фаузан аль-Фаузан
11.10.2017 | 4655
الشيخ صالح بن فوزان الفوزان: الإيمان بالملائكة
Из книги «Руководство к правильному вероубеждению и опровержение сторонников многобожия и уклонения от веры»
Вера в ангелов – это один из шести столпов веры, как это пришло в хадисе о Джибриле, в котором сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «Вера заключается в том, чтобы ты уверовал в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников, Последний день и уверовал в предопределение, как в хорошее, так и в плохое». (Муслим 8)
Во многих аятах Корана пришло упоминание веры в ангелов вместе с упоминанием веры в Аллаха. Как, например, в словах Всевышнего: «Все уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его писания и Его посланников…» (Сура «Корова», аят 285) И как в словах Всевышнего: «Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в Его ангелов, Его писания и пророков…» (Сура «Корова», аят 177)
Вера в ангелов включает в себя подтверждение истинности их существования, и того, что они почтенные рабы Аллаха. Подтверждение истинности того, что Аллах создал их для поклонения Ему и для выполнения Его распоряжений. Веру во все их виды, качества и дела, исполнением которых они заняты, в соответствии с тем, что говорится об этом в Коране и Сунне. Веру в их достоинство и особое положение перед Аллахом Могущественным и Великим. И передано в сборнике достоверных хадисов имама Муслима (хадис № 2996), что Аллах создал их из света.
Также говорит об их достоинстве то, что Аллах, упоминая их, указывает на их принадлежность Ему Всевышнему, и это почетная принадлежность. Это мы можем видеть в словах Аллаха: «Воистину Аллах и Его ангелы благословляют пророка». (Сура «Сонмы», аят 56) И в Его словах: «Все уверовали в Аллаха и в Его ангелов…» (Сура «Корова», аят 285) И в Его словах: «А тот, кто не верует в Аллаха и Его ангелов…» (Сура «Женщины», аят 136) И в Его словах: «А тот, кто враждует с Аллахом и Его ангелами…» (Сура «Корова», аят 98)
И упомянул Аллах их свидетельство вместе со Своим свидетельством и их благословение вместе со Своим благословением, когда сказал: «Засвидетельствовал Аллах, что нет никого достойного поклонения кроме Него, и засвидетельствовали ангелы…» (Сура «Семейство Имрана», аят 18) И когда сказал: «Воистину Аллах и Его ангелы благословляют пророка». (Сура «Сонмы», аят 56)
И описал их Всевышний благородством и почетом. Сказал Аллах: «В руках посланцев благородных, покорных». (Сура «Нахмурился», аяты 15-16) И сказал: «Воистину над вами есть хранители – благородные писцы». (Сура «Раскалывание», аяты 10-11) И сказал: «Они же – почитаемые рабы» (Сура «Пророки», аят 26)
И Аллах назвал их высшим обществом, и описал приближенностью к Нему. Как это в Его словах: «Они (шайтаны) не могут прислушаться к высшему сонму». (Сура «Стоящие в ряд», аят 8) И в словах: «… которую видят приближенные». (Сура «Обвешивающие», аят 21)
Упомянул, что они несут Его трон и окружают его. И это в Его словах: «Те, которые несут трон, и те, которые вокруг него…» (Сура «Прощающий», аят 7) И в словах: «Ты увидишь ангелов, окружающих трон…» (Сура «Толпы», аят 75)
И сказал Всевышний, что они находятся при Нем, поклоняются Ему и восславляют Его. Это в его словах: «Те, которые находятся возле твоего Господа, не превозносятся над поклонением Ему, восславляют Его и падают ниц перед Ним». (Сура «Преграды», аят 206) И в словах: «Если же они возгордятся, то находящиеся возле твоего Господа прославляют его ночью и днем, и им это не наскучивает». (Сура «Разъяснены», аят 38)
Относительно выполняемых дел они бывают различных видов:
— Из них те, которые несут трон. Сказал Всевышний Аллах: «Те, которые несут трон, и те, которые вокруг него…» (Сура «Прощающий», аят 7) И сказал: «И восьмеро понесут над собой трон твоего Господа в тот День». (Сура «Неизбежное», аят 17)
— Из них – приближенные ангелы, как сказал Всевышний Аллах: «Ни Мессия, ни приближенные ангелы никогда не посчитают для себя унизительным быть рабами Аллаха». (Сура «Женщины», аят 172)
— Из них ангелы Рая, которые заняты приготовлением его щедрот для его обитателей.
— Из них те, которым поручен Ад и исполнение наказаний для его обитателей. Они – стражи Ада. Во главе их – девятнадцать ангелов, а главный распорядитель – ангел Малик. Как сказал Всевышний: «Их (ангелов) над ней (преисподней) – девятнадцать». (Сура «Завернувшийся», аят 30) И сказал: «Они воззовут: «О Малик! Пусть твой Господь покончит с нами!» (Сура «Украшения», аят 77) И сказал: «Те, которые попали в Огонь, скажут стражам Преисподней: «Попросите вашего Господа, пусть Он облегчит наши мучения хотя бы на день». (Сура «Прощающий», аят 49) И сказал: «Над ним ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено». (Сура «Запрещение», аят 6)
— Из них те, которым поручено хранить потомков Адама в этой жизни. Сказал Всевышний: «Есть у него (человека) ангелы, следующие впереди него и позади него, охраняющие его до повеления Аллаха». (Сура «Гром», аят 11) То есть вместе с человеком находятся ангелы, которые хранят его, находясь впереди и позади него, и так до тех пор, пока не придет предопределение Аллаха (смерть или ранение), и тогда они оставляют его.
— Из них те, дело которых – хранение и запись дел рабов. Сказал Всевышний: «Двое ангелов сидят справа и слева и принимают (записывают деяния). Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель». (Сура «Каф», аяты 17-18) И сказал: «Воистину над вами есть хранители – благородные писцы». (Сура «Раскалывание», аяты 10-11) И сказал пророк, мир ему и благословение Аллаха: «При вас ангелы, которые сменяются ночью и днем». (Аль-Бухари 555, Муслим 632) Таким образом с человеком находятся ангелы, которые хранят его от вреда, и которые записывают его дела и все, что выйдет из него (из слов).
— Из них ангелы, которым поручено то, что связанно с утробом матери и зародышем. Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и еще столько же — в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух. И он получает веление записать четыре вещи: удел (человека), срок его (жизни), его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным». (Аль-Бухари 3208, Муслим 2643)
— Из них ангелы, которым поручено забирать души. Сказал Всевышний Аллах: «Когда же к кому-нибудь из вас приходит смерть, Наши посланцы забирают его душу, и они не делают упущений». (Сура «Скот», аят 61) И сказал: «Скажи: «Ангел смерти, которому вы поручены, упокоит вас, а затем вы будете возвращены к своему Господу». (Сура «Земной поклон», аят 11) У ангела смерти есть помощники из числа ангелов. Они вынимают душу раба из его тела, а когда она доходит до глотки, ее принимает ангел смерти.
Таким образом Аллах поручил ангелам различные дела высочайшего и нижайшего миров, и они заняты этими делами по Его разрешению, Его повелению и в соответствии с Его волей. Как сказал Всевышний: «Они не опережают Его своими речами и поступают в соответствии с Его велениями». (Сура «Пророки», аят 27) И сказал: «Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено». (Сура «Запрещение», аят 6) И иногда Аллах распоряжением делами описывает ангелов, так как они заняты их исполнением непосредственно. Это в Его словах: «Клянусь распределяющими дела». (Сура «Рассеивающие», аят 4) И иногда Он описывает этим Себя: «Он управляет делами». (Сура «Земной поклон», аят 5)
Ангелы – посланники Аллаха в исполнении и донесении Его повелений.
Название «ангел» (маляк – ар.) содержит в себе и смысл «посланник», потому что слово «маляк» ( مَلَك ) образовано от ( ألوكة ) «алюкатун», что означает «послание». И сказал Всевышний Аллах: «…сделавшему посланцами ангелов с двумя, тремя и четырьмя крыльями». (Сура «Творец», аят 1) Также сказал: «Клянусь посылаемыми с добром». (Сура «Посылаемые», аят 1)
Они – посланники Аллаха, которые исполняют те приказы Аллаха, посредством которых происходит распоряжение бытием небес и земли.
И они же – посланники Аллаха в донесении повелений Аллаха, касающихся религии. Они нисходят с этими повелениями к посланникам Аллаха из числа людей. Сказал Всевышний Аллах: «Он ниспосылает ангелов с духом (откровением) по Своему велению тому из Своих рабов, кому пожелает: «Предостерегайте тем, что нет никого достойного поклонения, кроме Меня. Бойтесь же Меня». (Сура «Пчелы», аят 2) И сказал: «Аллах избирает среди ангелов и людей посланников». (Сура «Хадж», аят 75)
Самый великий среди них – Джибриль, мир ему. Он тот, кому вверено доносить Откровение, как сказал об этом Всевышний: «Воистину это – Ниспослание от Господа миров. Верный дух (Джибриль) сошел с ним на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает. Оно ниспосланно на ясном арабском языке». (Сура «Поэты», аяты 192-195) И сказал: «Скажи, что Святой Дух (Джибриль) низошел с ним (с Кораном) от твоего Господа с истиной». (Сура «Пчелы», аят 102)
Аллах наделил ангелов способностью принимать различные образы. Так к Ибрахиму и Луту, мир им обоим, пришли ангелы в виде гостей. И Джибриль приходил к пророку Мухаммаду, мир ему и благословение Аллаха, в самых различных образах. Он мог прийти в виде сподвижника Дихья Аль-Кяльби, и в виде жителя пустыни, и в своем настоящем виде, таким, каким был сотворен – таким он приходил два раза. Обычно же он приходил не в своем настоящем виде, потому что люди не выдержат взгляда на ангела в его настоящем виде. Когда многобожники потребовали, чтобы был к ним послан ангел, сказал Всевышний Аллах: «Если бы Мы ниспослали ангела, то решено было бы их дело, и они не получили бы отсрочки. Если бы Мы даже ниспослали ангела, то все равно сделали бы его в виде мужчины, и привели бы их в замешательство относительно того, в чем они сомневаются». (Сура «Скот», аяты 8-9) То есть «если бы Мы и сделали посланником для людей ангела, то все равно он был бы в виде человека. Так бы они смогли общаться с ним и получать пользу, принимая знание от него». Ведь каждый тянется к себе подобному и отстраняется от представителя иного вида.
Это – то, что я желал донести, а успех – от Аллаха.
См. «Аль-Иршад иля сахих аль-и’тикад», с. 167 -171.
من كتاب «الإرشاد إلى صحيح الاعتقاد والرد على أهل الشرك والإلحاد»
ص. 167-171.
الإيمان بالملائكة هو أحد أركان الإيمان الستة؛ كما جاء في حديث جبريل؛ حيث قال: «الإيمان أن تؤمن بالله، وملائكته، وكتبه، ورسله، واليوم الآخر، وتؤمن بالقدر خيره وشره».
وقد جاء ذكر الإيمان بالملائكة مقرونا بالإيمان بالله في كثير من الآيات القرآنية؛ كما قال تعالى: {كُلٌّ آمَنَ بِاللَّهِ وَمَلائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ} [سورة البقرة، الآية 285]، وكما في قوله تعالى: {وَلَكِنَّ الْبِرَّ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الآخِرِ وَالْمَلائِكَةِ وَالْكِتَابِ وَالنَّبِيِّينَ} [سورة البقرة، الآية 177].
والإيمان بالملائكة يتضمن التصديق بوجودهم، وأنهم عباد مكرمون، خلقهم الله لعبادته وتنفيذ أوامره، والإيمان بأصنافهم وأوصافهم وأعمالهم التي يقومون بها حسبما ورد في الكتاب والسنة، والإيمان بفضلهم ومكانتهم عند الله — عز وجل -.
وقد ورد في «صحيح مسلم»: أن الله خلقهم من نور.
ومما يدل على فضلهم وشرفهم: أن الله يضيفهم إليه إضافة تشريف؛ كقوله: {إِنَّ اللَّهَ وَمَلائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيّ} [سورة الأحزاب، الآية 56]، وقوله: {كُلٌّ آمَنَ بِاللَّهِ وَمَلائِكَتِهِ} [سورة البقرة، الآية 285]، وقوله: {وَمَنْ يَكْفُرْ بِاللَّهِ وَمَلائِكَتِهِ} [سورة النساء، الآية 136]، وقوله: {مَنْ كَانَ عَدُوّاً لِلَّهِ وَمَلائِكَتِهِ} [سورة البقرة، الآية 98].
ويقرن — سبحانه — شهادتهم مع شهادته وصلاتهم مع صلاته؛ كقوله تعالى: {شَهِدَ اللَّهُ أَنَّهُ لا إِلَهَ إِلاّ هُوَ وَالْمَلائِكَةُ} [سورة آل عمران، الآية 18]، وقوله: {إِنَّ اللَّهَ وَمَلائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيّ} [سورة الأحزاب، الآية 56].
ويصفهم — سبحانه — بالكرم والإكرام؛ قال تعالى: {بِأَيْدِي سَفَرَةٍكِرَامٍ بَرَرَةٍ} [سورة عبس، الآية 15]، وقال تعالى: {وَإِنَّ عَلَيْكُمْ لَحَافِظِينَ كِرَاماً كَاتِبِينَ} [سورة الانفطار، الآية 10]، وقوله تعالى: {بَلْ عِبَادٌ مُكْرَمُونَ} [سورة الأنبياء، الآية 26].
ويصفهم بالعلو والتقريب؛ كما في قوله تعالى: {لا يَسَّمَّعُونَ إِلَى الْمَلأ الأعْلَى} [سورة الصافات، الآية 8]، وفي قوله: {يَشْهَدُهُ الْمُقَرَّبُونَ} [سورة المطففين، الآية 21].
ويذكر حملهم للعرش وحفهم به؛ كما في قوله {الَّذِينَ يَحْمِلُونَ الْعَرْشَ وَمَنْ حَوْلَهُ} [سورة غافر، الآية 7]، وقوله: {وَتَرَى الْمَلائِكَةَ حَافِّينَ مِنْ حَوْلِ الْعَرْش} [سورة الزمر، الآية 75].
ويذكر — سبحانه — أنهم عنده ويعبدونه ويسبحونه؛ كما في قوله تعالى: {إِنَّ الَّذِينَ عِنْدَ رَبِّكَ لا يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِهِ وَيُسَبِّحُونَهُ وَلَهُ يَسْجُدُونَ} [الأعراف 206]، وقوله: {فَإِنِ اسْتَكْبَرُوا فَالَّذِينَ عِنْدَ رَبِّكَ يُسَبِّحُونَ لَهُ بِاللَّيْلِ وَالنَّهَارِ وَهُمْ لا يَسْأَمُونَ} [فصلت, الآية 38].
وهم بالنسبة إلى الأعمال التي يقومون بها أصناف:
فمنهم حملة العرش، قال تعالى: {الَّذِينَ يَحْمِلُونَ الْعَرْشَ وَمَنْ حَوْلَهُ} [غافر, الآية 7]، وقال تعالى: {وَيَحْمِلُ عَرْشَ رَبِّكَ فَوْقَهُمْ يَوْمَئِذٍ ثَمَانِيَةٌ} [الحاقة, الآية 17].
ومنهم المقربون، كما قال تعالى: {لَنْ يَسْتَنْكِفَ الْمَسِيحُ أَنْ يَكُونَ عَبْداً لِلَّهِ وَلا الْمَلائِكَةُ الْمُقَرَّبُونَ} [النساء 172].
ومنهم الموكلون بالجنان وإعداد الكرامة لأهلها.
ومنهم الموكلون بالنار وتعذيب أهلها، وهم الزبانية، ومقدموهم تسعة عشر، وخازنها مالك، وهو مقدم الخزنة؛ كما قال تعالى: {عَلَيْهَا تِسْعَةَ عَشَرَ} [المدثر 23]، وقوله: {وَنَادَوْا يَا مَالِكُ لِيَقْضِ عَلَيْنَا رَبُّكَ} [الزخرف 77]، وقوله: {وَقَالَ الَّذِينَ فِي النَّارِ لِخَزَنَةِ جَهَنَّمَ ادْعُوا رَبَّكُمْ يُخَفِّفْ عَنَّا يَوْماً مِنَ الْعَذَاب} [غافر 49]، وقال تعالى: {عَلَيْهَا مَلائِكَةٌ غِلاظٌ شِدَادٌ لا يَعْصُونَ اللَّهَ مَا أَمَرَهُمْ وَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ} [التحريم 6].
ومنهم الموكلون بحفظ بني آدم في الدنيا؛ قال تعالى: {لَهُ مُعَقِّبَاتٌ مِنْ بَيْنِ يَدَيْهِ وَمِنْ خَلْفِهِ يَحْفَظُونَهُ مِنْ أَمْرِ اللَّهِ … } [الرعد 11]؛ أي: معه ملائكة يحفظونه من بين يديه ومن خلفه، فإذا جاء قدر الله خلوا عنه. ومنهم الموكلون بحفظ أعمال العباد وكتابتها؛ قال تعالى: {عَنِ الْيَمِينِ وَعَنِ الشِّمَالِ قَعِيدٌ مَا يَلْفِظُ مِنْ قَوْلٍ إِلاّ لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ} [سورة ق، الآيتان 18 ـ 19]، وقال تعالى: {وَإِنَّ عَلَيْكُمْ لَحَافِظِينَ كِرَاماً كَاتِبِينَ} [سورة الانفطار، الآيتان 10 ـ 11].
وقال عليه الصلاة والسلام: «يتعاقبون فيكم ملائكة بالليل والنهار»؛ فمع الإنسان ملائكة يحفظونه من المؤذيات، وملائكة يحفظون عليه أعماله وما يصدر منه.
ومن الملائكة من هو موكل بالرحم وشأن النطفة؛ كما في حديث ابن مسعود — رضي الله عنه -: «إن أحدكم يجمع خلقه في بطن أمه أربعين يوما نطفة، ثم يكون علقة مثل ذلك، ثم يكون مضغة مثل ذلك، ثم يرسل إليه الملك فينفخ فيه الروح، ويؤمر بأربع كلمات: يكتب رزقه، وأجله، وعمله، وشقي أو سعيد».
ومنهم ملائكة موكلون بقبض الأرواح؛ قال تعالى: {حَتَّى إِذَا جَاءَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ تَوَفَّتْهُ رُسُلُنَا وَهُمْ لا يُفَرِّطُونَ} [سورة الأنعام، الآية 61]، وقال تعالى: {قُلْ يَتَوَفَّاكُمْ مَلَكُ الْمَوْتِ الَّذِي وُكِّلَ بِكُمْ ثُمَّ إِلَى رَبِّكُمْ تُرْجَعُونَ} [سورة السجدة، الآية 11]؛ فملك الموت له أعوان من الملائكة يستخرجون روح العبد من جسمه حتى تبلغ الحلقوم؛ فيتناولها ملك الموت.
والمقصود: أن الله وكل بالعالم العلوي والسفلي ملائكة تدبر شؤونهما بإذنه وأمره ومشيئته — سبحانه تعالى؛ كما قال تعالى: {لا يَسْبِقُونَهُ بِالْقَوْلِ وَهُمْ بِأَمْرِهِ يَعْمَلُونَ} [سورة الأنبياء، الآية 27]، وقوله: {لا يَعْصُونَ اللَّهَ مَا أَمَرَهُمْ وَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ} [سورة التحريم، الآية 6].
فلهذا يضيف — سبحانه — التدبير إلى الملائكة تارة لكونهم المباشرين له؛ كقوله تعالى: {فَالْمُدَبِّرَاتِ أَمْراً} [سورة الذاريات، الآية 5]،ويضيف التدبير إليه تارة؛ كقوله: {يُدَبِّرُ الأمْرَ} [سورة السجدة، الآية 5].
فالملائكة رسل الله في خلقه وأمره.
واسم المَلَك يتضمن أنه رسول؛ لأنه من الألوكة؛ بمعنى الرسالة، وقال تعالى: {جَاعِلِ الْمَلائِكَةِ رُسُلاً أُولِي أَجْنِحَةٍ مَثْنَى وَثُلاثَ وَرُبَاعَ} [سورة فاطر، الآية 1]، وقال تعالى: {وَالْمُرْسَلاتِ عُرْفاً} [سورة المرسلات، الآية 1]؛ فهم رسل الله في تنفيذ أمره الكوني الذي يدبر به السماوات والأرض.
وهم رسله في تدبير أمره الديني الذي تنزل به على الرسل من البشر؛ قال تعالى: {يُنَزِّلُ الْمَلائِكَةَ بِالرُّوحِ مِنْ أَمْرِهِ عَلَى مَنْ يَشَاءُ مِنْ عِبَادِهِ أَنْ أَنْذِرُوا أَنَّهُ لا إِلَهَ إِلاّ أَنَا فَاتَّقُونِ} [سورة النحل، الآية 2]، وقال تعالى: {اللَّهُ يَصْطَفِي مِنَ الْمَلائِكَةِ رُسُلاً وَمِنَ النَّاس} [سورة الحج، الآية 75].
وأعظمهم جبريل عليه السلام، وهو أمين الوحي؛ كما قال تعالى: {وَإِنَّهُ لَتَنْزِيلُ رَبِّ الْعَالَمِينَنَزَلَ بِهِ الرُّوحُ الأمِينُ عَلَى قَلْبِكَ لِتَكُونَ مِنَ الْمُنْذِرِينَ بِلِسَانٍ عَرَبِيٍّ مُبِينٍ} [سورة الشعراء، الآيات 192 ـ 195]، وقال تعالى: {قُلْ نَزَّلَهُ رُوحُ الْقُدُسِ مِنْ رَبِّكَ بِالْحَقّ} [سورة النحل، الآية 102].
وقد أعطى الله الملائكة قدرة على التشكل بأشكال مختلفة؛ فقد جاؤوا إلى إبراهيم ولوط عليهما السلام بصورة أضياف، وكان جبريل يأتي إلى النبي صلى الله عليه وسلم في صفات متعددة؛ تارة يأتي في صورة دحية الكلبي، وتارة في صورة أعرابي، وتارة في صورته التي خلق عليها، وقد وقع منه هذا مرتين، وذلك لأن البشر لا يستطيعون أن يروا الملك في صورته، ولما اقترح المشركون أن يرسل الله إليهم ملكا؛ قال تعالى: {وَلَوْ أَنْزَلْنَا مَلَكاً لَقُضِيَ الأمْرُ ثُمَّ لا يُنْظَرُونَوَلَوْ جَعَلْنَاهُ مَلَكاً لَجَعَلْنَاهُ رَجُلاً وَلَلَبَسْنَا عَلَيْهِمْ مَا يَلْبِسُونَ} [سورة الأنعام، الآيتان 8 ـ 9]؛ أي: لو بعثنا إلى البشر رسولاً ملكا على هيئة الرجل؛ ليمكنهم مخاطبته والانتفاع بالأخذ عنه؛ لأن كل جنس يأنس بجنسه، وتنفر من غير جنسه.
هذا وبالله التوفيق.