Ученые Академии Правоведения о разногласиях мазхабов и заблуждении мазхабофобов
01.11.2017 | 6362
بيان المجمع الفقهي الإسلامي عن الموقف الصحيح من اختلاف المذاهب الفقهية وعن حال طائفة النابذين لمذاهب الأئمة
Разъяснение «Исламской Академии Правоведения», принятое в девятом постановлении на десятой сессии, проходившей с 24.02.1408 г.х. по 28.02.1408 г.х.
— о необходимости различать между разногласиями в вероубеждении и разногласиями в фикхе,
— о том, является ли разногласие ученых мазхабов в вопросах иджтихада милостью и почему,
— о том, кто является вводящим в заблуждение в вопросах, связанных с мазхабами.
В постановлении Академии сказано:
«Во-первых, что касается разногласий мазхабов.
Разногласие идеологических мазхабов (школ), существующее в исламских странах, бывает двух видов:
а) разногласие в мазхабах (школах) вероубеждения,
б) разногласие в мазхабах фикха.
И что касается первого, то есть разногласия в вероубеждении, то это в действительности беда, которая приводит к проблемам в исламских странах, разделяет ряды мусульман, лишает их единства. Это то, что вызывает сожаление, и чего быть не должно. Исламская община обязана объединиться (в вероубеждении) на мазхабе приверженцев сунны и единой общины (ахлю ас-сунна уа аль-джама’а), который представляет собой чистую и непорочную исламскую идеологию времени посланника, мир ему, его семье и благословение Аллаха, и времени праведного халифата, о котором сказал посланник Аллаха, что он является продолжением его сунны: «Вам надлежит держаться моей сунны и сунны праведных халифов, которые будут после меня. Крепко держитесь за нее и схватитесь за нее коренными зубами».
А что касается второго, то есть разногласий мазхабов фикха в некоторых вопросах, то на это есть научные причины, которые требовали этого. И у Аллаха, свят Он, в этом великая мудрость, из проявлений которой то, что это милость к Его рабам и расширение простора для извлечения постановлений из шариатских текстов; затем это так же благо и богатство исламского права и правоведения, которое предоставляет исламской общине простор в деле исповедания религии и соблюдения шариата. И не ограничено в шариатской практике все лишь одним, так, чтобы невозможно было склониться к другому, поскольку если в какой-то промежуток времени или в каком-то вопросе окажется затруднительным мазхаб одного из имамов-правоведов, то в другом мазхабе будет обнаружен простор, снисходительность и облегчение в свете шариатских доказательств, будь это в вопросах поклонения, имущественных взаимоотношений, семейных дел, судебного порядка или ответственности за преступления.
И этот второй вид разногласий мазхабов, разногласие в фикхе не является ни недостатком, ни противоречием в нашей религии. И невозможно такое, чтобы его не существовало. Нет общины, у который была бы такая полноценная законодательная система с фикхом и иджтихадом, и не было бы у нее разногласий в вопросах иджтихада в фикхе.
Действительность такова, что это разногласие не может не существовать, поскольку шариатские тексты, которые являются основой, зачастую могут указывать более чем на один смысл. И так же шариатский текст не может объять ответом все возможные случаи, потому что количество шариатских текстов ограничено, а количество жизненных ситуаций не ограничено, как сказала группа ученых, да помилует их Аллах. Поэтому необходимо обратиться к суждению по аналогии (кыяс), рассмотрению причин, к которым увязаны правовые положения, определению цели Законодателя, общих шариатских ценностей, и применить все это к новым вопросам и ситуациям. И в этом различно понимание ученых, а также их определение более весомого из возможных вариантов, и выходят их постановления по одному вопросу различными, в то время как каждый из них стремится к истине и ищет ее. Кто оказался прав, тот получит две награды, а кто ошибся, тот одну, и здесь появляется простор и исчезает проблема.
Где же тот недостаток в этом разногласии мазхабов, относительно которого мы разъяснили сколько в нем добра и милости, и что оно, в действительности, является благом и проявлением милости Аллаха к Его верующим рабам. И оно в то же время представляет собой великое богатство в правоведении, отличительную особенность, которая достойна того, чтобы исламская община гордилась ею.
Однако вводящие в заблуждение из числа посторонних, которые используют слабое знание исламской культуры у молодежи, в особенности той, которая учится у них за пределами исламских стран, изображают для них это разногласие между мазхабами фикха, будто это разногласие в вероубеждении, чтобы ложно и несправедливо внушить им, будто это указывает на противоречие в шариате, не обращая внимание на разницу между этими двумя видами разногласий, и велика разница между ними.
Во-вторых, а что касается второй группы, которая призывает к отвержению мазхабов и желает склонить людей к новому своему пути иджтихада, очерняет существующие мазхабы фикха и их имамов, или некоторых из них, то в нашем предшествующем разъяснении о мазхабах фикха и их имамах, преимуществах их наличия и их имамов содержится то, что обязует их (эту группу) удержаться от этой ненавистной методологии, которую они сделали своим манхаджем, и вводят в заблуждение людей посредством нее, разделяют их ряды, вносят раскол в их единство в то время, когда мы более всего нуждаемся в единении наших позиций в противостоянии опасным вызовам врагов ислама, вместо этого раскольнического призыва, в котором нет нужды.
Да благословит Аллах нашего господина Мухаммада, его семью и сподвижников, и да ниспошлет им мир многократно. И вся хвала Аллаху, Господу миров».
Председатель заседания Академии Правоведения: Абдульазиз ибн Абдуллах ибн Баз.
Заместитель: Абдуллах ибн Умар Насыф.
Участники: Мухаммад ибн Джубейр, Бакр ибн Абдуллах Абу Зейд, Абдуллах ибн Абдуррахман аль-Бассам, Салих ибн Фаузан ибн Абдуллах аль-Фаузан, Мухаммад ибн Абдуллах ибн Субеййиль, Мустафа Ахмад аз-Зарка, Мухаммад Махмуд ас-Сауаф, Абу аль-Хасан Али аль-Хусни ан-Надауи, Мухаммад Рашид Рагыб аль-Кабани, Мухаммад аш-Шазили ан-Нейфир, Абу Бакр Джуми, Ахмад Фахми Абу Сунна, Мухаммад аль-Хабиб ибн аль-Худжа, Мухаммад Салим ибн Абдульуадуд.
Секретарь заседания: д.н. Таляль Умар Бафакых.
Оригинал постановления: https://drive.google.com/file/d/0B5qoBqNCttvTeGhTTk9ialhnMkk
Смотреть на официальном сайте
Скачать перевод
القرار التاسع لمجلس المجمع الفقهي الإسلامي برابطة العالم الإسلامي في دورته العاشرة المنعقدة بمكة المكرمة في الفترة من 24-02-1408 إلى 28-02-1408.
وفيه:
— أهمية التمييز بين الاختلاف في العقائد والاختلاف الفقهي
— هل الاختلاف الفقي الاجتهادي رحمة ونعمة؟
— من هو ضال في مسألة المذاهب؟
قال علماء المجمع الفقهي في قرارهم:
«إن اختلاف المذاهب الفكرية، القائم في البلاد الإسلامية نوعان:
(أ) اختلاف في المذاهب الاعتقادية.
(ب) واختلاف في المذاهب الفقهية.
فأما الأول، وهو الاختلاف الاعتقادي، فهو في الواقع مصيبة، جَّرت إلى كوارث في البلاد الإسلامية، وشقت صفوف المسلمين، وفرقت كلمتهم، وهي مما يؤسف له، ويجب أن لا يكون، وأن تجتمع الأمة على مذهب أهل السنة والجماعة، الذي يمثل الفكر الإسلامي، النقي السليم في عهد الرسول — صلى الله عليه وسلم — وعهد الخلافة الراشدة التي أعلن الرسول أنها امتداد لسنته بقوله: «عليكم بسنتي، وسنة الخلفاء الراشدين من بعدي، تمسكوا بها، وعضوا عليها بالنواجذ».
وأما الثاني، وهو اختلاف المذاهب الفقهية، في بعض المسائل، فله أسباب علمية، اقتضته، ولله — سبحانه — في ذلك حكمة بالغة: ومنها الرحمة بعباده، وتوسيع مجال استنباط الأحكام من النصوص، ثم هي بعد ذلك نعمة، وثروة فقهية تشريعية، تجعل الأمة الإسلامية في سعة من أمر دينها وشريعتها، فلا تنحصر في تطبيق شرعي واحد حصرا لا مناص لها منه إلى غيره، بل إذا ضاق بالأمة مذهب أحد الأئمة الفقهاء في وقت ما، أو في أمر ما، وجدت في المذهب الآخر سعة ورفقا ويسرا، سواء أكان ذلك في شئون العبادة، أم في المعاملات، وشئون الأسرة، والقضاء والجنايات، على ضوء الأدلة الشرعية.
فهذا النوع الثاني من اختلاف المذاهب، وهو الاختلاف الفقهي، ليس نقيصة، ولا تناقضاً في ديننا، ولا يمكن أن لا يكون، فلا يوجد أمة فيها نظام تشريعي كامل بفقهه واجتهاده ليس فيها هذا الاختلاف الفقهي الاجتهادي.
فالواقع أن هذا الاختلاف، لا يمكن أن لا يكون، لأن النصوص الأصلية، كثيرا ما تحتمل أكثر من معنى واحد، كما أن النص لا يمكن أن يستوعب جميع الوقائع المحتملة، لأن النصوص محدودة، والوقائع غير محدودة، كما قال جماعة من العلماء — رحمهم الله تعالى- فلا بد من اللجوء إلى القياس، والنظر إلى علل الأحكام، وغرض الشارع، والمقاصد العامة للشريعة، وتحكيمها في الوقائع، والنوازل المستجدة. وفي هذا تختلف فهوم العلماء، وترجيحاتهم بين الاحتمالات، فتختلف أحكامهم في الموضوع الواحد، وكل منهم يقصد الحق، ويبحث عنه، فمن أصاب فله أجران، ومن أخطأ فله أجر واحد، ومن هنا تنشأ السعة ويزول الحرج.
فأين النقيصة في وجود هذا الاختلاف المذهبي، الذي أوضحنا ما فيه من الخير والرحمة، وأنه في الواقع نعمة، ورحمة من الله بعباده المؤمنين، وهو في الوقت ذاته، ثروة تشريعية عظمى، ومزية جديرة بأن تتباهى بها الأمة الإسلامية.
ولكن المضللين من الأجانب، الذين يستغلون ضعف الثقافة الإسلامية لدى بعض الشباب المسلم، ولا سيما الذين يدرسون لديهم في الخارج، فيصورون لهم اختلاف المذاهب الفقهية هذا كما لو كان اختلافا اعتقاديا، ليوحوا إليهم ظلما وزوراً بأنه يدل على تناقض الشريعة، دون أن ينتبهوا إلى الفرق بين النوعين وشتان ما بينهما.
ثانيا: وأما تلك الفئة الأخرى، التي تدعو إلى نبذ المذاهب، وتريد أن تحمل الناس على خط اجتهادي جديد لها، وتطعن في المذاهب الفقهية القائمة، وفي أئمتها أو بعضهم، ففي بياننا الآنف عن المذاهب الفقهية، ومزايا وجودها وأئمتها ما يوجب عليهم أن يكفوا عن هذا الأسلوب البغيض الذي ينتهجونه، ويضللون به الناس، ويشقون صفوفهم، ويفرقون كلمتهم في وقت نحن أحوج ما نكون إلى جمع الكلمة في مواجهة التحديات الخطيرة من أعداء الإسلام، بدلا من هذه الدعوة المفِرّقة التي لا حاجة إليها.
وصلى الله على سيدنا محمد، وعلى آله وصحبه وسلم تسليماً كثيراً ، والحمد لله رب العالمين».
رئيس مجلس المجمع الفقهي: عبد العزيز بن عبد الله بن باز
نائب الرئيس: د. عبد الله عمر النصيف
الأعضاء: محمد بن جبير، د. بكر أبو زيد، عبد الله بن عبد الرحمن البسام، صالح بن فوزان بن عبد الله الفوزان، محمد بن عبد الله السبيل، مصطفى أحمد الزرقا، محمد محمود الصواف، أبو الحسن على الحسني الندوي، محمد رشيد راغب القباني، محمد الشاذلي النيفر، أبو بكر جومي، أحمد فهمي أبو سنة، محمد الحبيب بن الحوجة، محمد سالم بن عبد الودود.
مقرر مجلس المجمع الفقهي الإسلامي: د. طلال عمر بافقيه.