Имам Абу Бакр аль-Аджурри о таклиде за учеными-муджтахидами
03.01.2019 | 5264
Писал мухаддис, имам Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Хусейн аль-Аджурри аль-Багдади аль-Ханбали (280-360 гг.х):
«Великий и Могущественный Аллах, святы Его имена, выделил среди Своих творений тех, кого пожелал (букв.: полюбил) и направил их к вере. Затем среди всех верующих выделил тех, кого пожелал (букв.: полюбил) и облагодетельствовал их, обучив их Писанию и мудрости. Он даровал им понимание (фикх) в религии, научил их объяснять (шариатские тексты) и наделил их преимуществом перед всеми верующими. И это во все эпохи и времена. Он возвеличил их знанием и украсил их кротостью. Посредством них познается дозволенное (халяль) и запретное (харам), истина и ложь, вредное и полезное, прекрасное и скверное…
… Все творения нуждаются в их знании… Повиновение им обязательно (уаджиб) для всех творений, ослушание их запрещено (харам). Кто повинуется им, тот поступит здраво, а кто ослушается, тот проявит упрямство. Если встанут перед имамом мусульман (халифом) какие-либо вопросы, в которых будет для него неясность, то встретив об этом слова ученых, ему надлежит поступать в соответствии с ними и исходить из их мнения. Если встанет перед руководителями мусульман вопрос о правовом положении, о котором у них нет знания, то надлежит им поступать в соответствии со словами ученых и исходить из их мнения. И если какое-либо решение окажется проблематичным для (шариатских) судей мусульман, то надлежит им выносить решение в соответствии со словами ученых и опираться на них.
Они — светочи для рабов Аллаха, маяки страны, опоры исламской общины, источники мудрости. Они — причина гнева шайтана. По их причине оживают сердца приверженцев истины, и мрут сердца уклоняющихся. Они на земле подобны звездам на небе: ими (звездами) руководствуются во тьме на суше и море, и если скроются звезды, то (путников) постигает замешательство, а когда расступится от них тьма, то они (путники) начинают видеть.
И если спросит кто-либо, что указывает (является доводом) на то, что я сказал, то ему будет отвечено: Коран, а затем сунна».
См. «Ахляк аль-‘уляма», с. 15-17.
الإمام أبو بكر الآجري عن التقليد للعلماء المجتهدين
قال الإمام أبو بكر محمد بن الحسين الآجري البغدادي الحنبلي (280 — 360 هـ):
«فَإِنَّ اللَّهَ عَزَّ وَجَلَّ، وَتَقَدَّسَتْ أَسْمَاؤُهُ، اخْتَصَّ مِنْ خَلْقِهِ مَنْ أَحَبَّ، فَهَدَاهُمْ لِلْإِيمَانَ، ثُمَّ اخْتَصَّ مِنْ سَائِرِ الْمُؤْمِنِينَ مَنْ أَحَبَّ، فَتَفَضَّلَ عَلَيْهِمْ، فَعَلَّمَهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ وَفَقَّهَهُمْ فِي الدِّينِ، وَعَلَّمَهُمُ التَّأْوِيلَ وَفَضَّلَهُمْ عَلَى سَائِرِ الْمُؤْمِنِينَ، وَذَلِكَ فِي كُلِّ زَمَانٍ وَأَوَانٍ، رَفَعَهُمْ بِالْعِلْمِ وَزَيَّنَهُمْ بِالْحِلْمِ، بِهِمْ يُعْرَفُ الْحَلَالُ مِنَ الْحَرَامِ، وَالْحَقُّ مِنَ الْبَاطِلِ، وَالضَّارُّ مِنَ النَّافِعِ، وَالْحَسَنُ مِنَ القْبَيِحِ…
… جَمِيعُ الْخَلْقِ إِلَى عِلْمِهِمْ مُحْتَاجٌ … الطاَّعَةُ لَهُمْ مِنْ جَمِيعِ الْخَلْقِ وَاجِبَةٌ، وَالْمَعْصِيَةُ لَهُمْ مُحَرَّمَةٌ، مَنْ أَطَاعَهُمْ رَشَدَ، وَمَنْ عَصَاهُمْ عَنَدَ، مَا وَرَدَ عَلَى إِمَامِ الْمُسْلِمِينَ مِنْ أَمْرٍ اشْتَبَهَ عَلَيْهِ، حَتَّى وَقَفَ فِيهِ فَبِقَوْلِ الْعُلَمَاءِ يَعْمَلُ، وَعَنْ رَأْيِهِمْ يَصْدُرُ، وَمَاَ وَرَدَ عَلَى أُمَرَاءِ الْمُسْلِمِينَ مِنْ حُكْمٍ لَا عِلْمَ لَهُمْ بِهِ فَبِقَوْلِهِمْ يَعْمَلُونَ، وَعَنْ رَأْيِهِمْ يَصْدُرُونَ، وَمَا أَشْكَلَ عَلَى قُضَاةِ الْمُسْلِمِينَ مِنْ حُكْمٍ، فَبِقَوْلِ الْعُلَمَاءِ يَحْكُمُونَ، وَعَلَيْهِ يُعَوِّلُونَ،
فَهُمْ سِرَاجُ الْعِبَادِ، وَمَنَارُ الْبِلَادِ، وَقِوَامُ الْأُمَّةِ، وَيَنابِيعُ الْحِكْمَةِ، هُمْ غَيْظُ الشَّيْطَانِ، بِهِمْ تَحْيَا قُلُوبُ أَهْلِ الْحَقِّ، وَتَمُوتُ قُلُوبُ أَهْلِ الزَّيْغِ، مَثَلُهُمْ فِي الْأَرْضِ كَمَثَلِ النُّجُومِ فِي السَّمَاءِ، يُهْتَدَى بِهَا فِي ظُلُمَاتِ الْبَرِّ وَالْبَحْرِ، إِذَا انْطَمَسَتِ النُّجُومُ تَحَيَّرُوا، وَإِذَا أَسْفَرَ عَنْهَا الظَّلُامُ أَبْصَرُوا، فَإِنْ قَالَ قَائِلٌ: مَا دَلَّ عَلى مَا قُلْتُ؟ قِيلَ لَهُ: الْكِتَابُ، ثُمُّ السَّنَّةُ».
انظر: «أخلاق العلماء»، ص. 15 — 17.