Адабы зикра. Этикет поминания Аллаха. Имам ас-Саффарини
25.12.2018 | 6535
1. Наилучшее отношение к поминанию Аллаха
Пишет имам Мухаммад ибн Ахмад ас-Саффарини аль-Ханбали: «Знай, что для каждого является желательным держаться постоянства в поминании Аллаха во всех положениях. И быть при этом в самом совершенном и полноценном состоянии: в состоянии чистоты от малого и большого осквернения, будучи смиренным, подключая сердце, словно бы ты видишь Того, Кого поминаешь и обращаешься к Нему. А если не видишь, то Он тебя видит.
Всевышний сказал (смысл): «И не будь одним из беспечных». [Преграды, 205]
И достоверно передано в «Сахихе» Муслима от Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поминал Аллаха во всех положениях». См. «Гиза аль-альбаб» 2/489.
И немногим далее: «К полноценности в позе поминающего относится то, чтобы он направился в сторону кыблы, потому что это наилучший из видов сидения». См. «Гиза аль-альбаб» 2/490.
Рекомендуется также чистить зубы и очищать рот для поминания Аллаха
Говорит имам ас-Саффарини: «Следует также очищать рот сиваком (мисваком)». См. «Гиза аль-альбаб» 2/490.
آداب الذكر / الإمام السفاريني
أحسن حال مع الذكر
قال الإمام محمد بن أحمد السفاريني الحنبلي: «وَاعْلَمْ أَنَّ الْمُسْتَحَبَّ لِكُلِّ أَحَدٍ أَنْ يُدِيمَ الذِّكْرَ فِي جَمِيعِ الْأَحْيَانِ، وَأَنْ يَكُونَ فِي حَالِ ذِكْرِهِ عَلَى أَكْمَلِ الْأَحْوَالِ وَأَتَمِّهَا، مُتَطَهِّرًا مِنْ الْحَدَثَيْنِ، خَاشِعًا حَاضِرَ الْقَلْبِ، كَأَنَّك تَرَى مَذْكُورَك وَتُخَاطِبُهُ، فَإِنْ لَمْ تَكُنْ تَرَاهُ فَإِنَّهُ يَرَاك. قَالَ تَعَالَى لِنَبِيِّهِ {وَلا تَكُنْ مِنَ الْغَافِلِينَ} [الأعراف: 205] .
وَقَدْ ثَبَتَ فِي صَحِيحِ مُسْلِمٍ عَنْ عَائِشَةَ — رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا — قَالَتْ «كَانَ رَسُولُ اللَّهِ — صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — يَذْكُرُ اللَّهَ عَلَى كُلِّ أَحْيَانِهِ»». انظر: «غذاء الألباب» 2/ 489.
وقال: «وَمِنْ كَمَالِ هَيْئَةِ الذَّاكِرِ أَنْ يَسْتَقْبِلَ الْقِبْلَةَ لِأَنَّهُ أَفْضَلُ الْجُلُوسِ». انظر: «غذاء الألباب» 2/ 490.
ويرشد إلى تنظيف الفم والأسنان للذكر
قال الإمام السفاريني: «وَيَنْبَغِي تَنْظِيفُ فَمِهِ بِالسِّوَاكِ». انظر: «غذاء الألباب» 2/ 490.
2. Зикр, фразы которого установлены в шариате, нужно выговаривать, произносить
Говорит выдающийся ханбалитский ученый: «Единогласны ученые в том, что не засчитываются поминающему зикры, формы которых пришли [в шариатских текстах], пока он не станет их произносить, так что будет слышать сам себя, если у него все в порядке со слухом». См. «Гиза аль-альбаб» 2/490.
التلفظ للأذكار الواردة
قال العلامة الحنبلي: «وَاتَّفَقَ الْعُلَمَاءُ عَلَى أَنَّهُ لَا يُحْسَبُ لِلذَّاكِرِ شَيْءٌ مِنْ الْأَذْكَارِ الْوَارِدَةِ حَتَّى يَتَلَفَّظَ بِهِ بِحَيْثُ يُسْمِعُ نَفْسَهُ إذَا كَانَ صَحِيحَ السَّمْعِ». انظر: «غذاء الألباب» 2/ 490.
3. Поминание Аллаха и мольба (салават) за пророка в состоянии малого и большого осквернения
Сказал Шамсуддин Абу аль-Аун ас-Саффарини аль-Ханбали: «Единогласны мусульмане в том, что разрешено поминать Аллаха тому, кто находится в состоянии осквернения, будь это большое осквернение или малое. Такое же положение и у мольбы (салават) за пророка, мир ему и благословение Аллаха. В отличие от чтения Корана». См. «Гиза аль-альбаб» 2/489.
الذكر والصلوات للمحدث
قال شمس الدين أبو العون السفاريني الحنبلي: «وَقَدْ أَجْمَعَ الْمُسْلِمُونَ عَلَى جَوَازِ الذِّكْرِ لِمُحْدِثٍ سَوَاءٌ كَانَ حَدَثًا أَكْبَرَ أَوْ أَصْغَرَ، وَكَذَا الصَّلَاةُ عَلَى النَّبِيِّ — صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — بِخِلَافِ قِرَاءَةِ الْقُرْآنِ». انظر: «غذاء الألباب» 2/ 489.
4. В местах скопления скверны (наджаса) разрешено поминать Аллаха сердцем, нежелательно языком, и запрещено читать Коран
Пишет большой шейх Мухаммад ас-Саффарини аль-Асари: «Некоторые сказали: «Нужно, чтобы место, в котором поминают Аллаха, было чистым от грязи, поскольку так наилучшим образом воплощается почтительное отношение к зикру. Поэтому ритуальная чистота (тахарат) и чистота от грязи (назафа) учитываются в месте и расположении для зикра».
Я скажу: (ханбалитский) мазхаб заключается в том, что нежелательно (макрух) поминать Аллаха в местах скверны (наджасы), подобных туалету. Но это не распространяется на поминание сердцем. И запрещено (харам) в таких местах читать Коран». См. «Гиза аль-альбаб» 2/490.
جواز ذكر الله بالقلب والكراهة باللسان وحرمة قراءة القرآن في المحلات النجسة
قال الشيخ الكبير محمد السفاريني الأثري: «قَالَ بَعْضُهُمْ: وَيَنْبَغِي أَنْ يَكُونَ الْمَحَلُّ الَّذِي يَذْكُرُ اللَّهَ تَعَالَى فِيهِ خَالِيًا مِنْ الْقَاذُورَاتِ فَإِنَّهُ أَبْلَغُ فِي احْتِرَامِ الذِّكْرِ، فَلِذَلِكَ كَانَتْ الطَّهَارَةُ وَالنَّظَافَةُ مُعْتَبَرَةً فِي مَجْلِسِ الذِّكْرِ وَمَحَلِّهِ.
قُلْت: الْمَذْهَبُ [الحنبلي] كَرَاهَةُ الذِّكْرِ فِي نَحْوِ بَيْتِ الْخَلَاءِ مِنْ الْمَحَلَّاتِ النَّجِسَةِ لَا بِقَلْبِهِ، وَحُرْمَةُ قِرَاءَةِ الْقُرْآنِ فِيهِ». انظر: «غذاء الألباب» 2/ 490.
5. Зикр и чтение Корана, если во рту есть скверна (наджаса)
Сказал имам ас-Саффарини аль-Ханбали аль-Асари: «Если в нем [во рту] есть скверна [наджаса], то ее следует смыть. А чтение Корана и поминание Аллаха, если во рту есть скверна, не запрещено, но нежелательно (макрух)». См. «Гиза аль-альбаб» 2/490.
الذكر والقراءة إذا كان بفمه نجاسة
قال الإمام السفاريني الحنبلي الأثري: «فَإِنْ كَانَ بِهِ نَجَاسَةٌ غَسَلَهَا، وَلَمْ يُحْرَمْ ذِكْرُ اللَّهِ وَالْقِرَاءَةُ عَلَى مَنْ فَمُهُ نَجِسٌ بَلْ يُكْرَهُ». انظر: «غذاء الألباب» 2/ 490.