Наставление шейха Абдульмухсина аль-Аббада шейху Раби’ аль-Мадхали и отзыв о его манхадже

08.09.2017 | 20015

نصيحة الشيخ عبد المحسن العباد للشيخ ربيع المدخلي ونقد منهجه

Писал шейх Абдульмухсин аль-Аббад о наставлении, которое он отправил 15 лет назад шейху Раби’ аль-Мадхали по причине смуты, распространившейся среди молодежи в вопросах джархования:

«В начале рамадана 1423 г.х. за шесть месяцев до издания послания «Мягкость к приверженцам сунны, о приверженцы сунны» я отправил письмо с наставлением одному из тех, под впечатлением от кого находилась часть молодежи приверженцев сунны…»

Известно, что это письмо было отправлено шейху Раби’, и это даже очевидно по контексту всего письма, от его начала до конца. Далее наиболее важный отрывок из него:

«Раньше я слышал от вас слова, что занятие хадисами и передатчиками отвлекло вас от Корана и размышления над его смыслами. И я скажу: теперь вас отвлекли и от Корана и от хадисов разговоры (с критикой) приверженцев сунны и других людей. Это отвлекло вас от знаний Корана и сунны и уменьшился ваш научный вклад в последнее время как результат этого. Несомненно, борьба с теми, кто не из числа приверженцев сунны, и кто распускает смуты и приуменьшает значение ученых, заявляя, что они не понимают действительность — борьба с этим уместна. Но то, что неуместно, это — выслеживание ошибок некоторых приверженцев сунны и порочение их за то, что они не согласны с некоторыми вашими мнениями. Не годится уделять много времени занятостью ими. И если случились у них какие-то ошибки, то не годится увлекаться занятием этим, постоянно повторять об этом и вести об этом разговоры на собраниях. Затем, во время спора у вас случается гнев и повышение голоса, и в этом, как дополнение к тому, что есть в этом недопустимого, так же вред вашему здоровью».
См. «Маджму’ аль-кутуб уа ар-расаиль» 6/287-289., «Рифкан ахля ас-сунна би ахль ас-сунна» — 2-е изд.

قال الشيخ عبد المحسن العباد عن النصيحة التي أرسلها إلى الشيخ ربيع المدخلي قبل 15 عاما بسبب ما جرى بين الشباب من الفتنة في مسائل التجريح:

«وفي أول رمضان من عام (1423هـ) وقبل صدور رسالة: (( رفقاً أهل السنَّة بأهل السنَّة )) بستة أشهر بعثتُ رسالةَ نصح لأحد من تأثَّر بهم بعضُ الشباب من أهل السنَّة».

والمعروف أن المرسل إليه هو الشيخ ربيع المدخلي وهذا الأمر ظاهر في الرسالة كلها من بدايتها إلى نهايتها، فلننقل منها ما هو أهم. قال الشيخ العباد:

«سبق أن سمعتُ منكم قديماً كلمة، وهي أنَّكم انشغلتم عن الاشتغال بالقرآن وتدبُّر معانيه بالاشتغال بالحديث ورجاله، وأقول: أنتم الآن اشتغلتم عن القرآن والحديث بالكلام في بعض أهل السنَّة وغيرهم، ممَّا شغلكم عن الاشتغال بعلم الكتاب والسنة، فقلَّ إنتاجكم العلمي في الآونة الأخيرة نتيجة لذلك، ولا شكَّ أنَّ مقاومة مَن ليسوا من أهل السنَّة ومَن يحصل منهم إثارة الفتن والتقليل من شأن العلماء بزعم عدم فقههم للواقع هو في محلِّه، ولكن الذي ليس في محلِّه الاتجاه إلى تتبُّع أخطاء مَن هم من أهل السنَّة والنيل منهم لعدم موافقتهم لكم في بعض الآراء، فمثل هؤلاء لا ينبغي كثرة الاشتغال بهم، وإذا حصل ذكر بعض أخطائهم فلا ينبغي التشاغل بها وتكرارها وجعلها حديث المجالس، ثم عند المناقشة فيها يحصل منكم الغضب وارتفاع الصوت؛ فإنَّ ذلك ـ بالإضافة إلى ما فيه من محذور ـ فيه تأثير على صحَّتكم».
انظر: «مجموع الكتب والرسائل» 6/ 287-289، «رفقا أهل السنة بأهل السنة».

В этой же книге, посвященной опровержению смуты джархования и предостережению от нее, шейх аль-Аббад снова упоминает шейха Раби’ аль-Мадхали вместе с упоминанием о роли шейхов Фалиха аль-Харби, Убейда аль-Джабири и Ахмада ан-Наджми в разжигании этой смуты. Шейх аль-Аббад снова не назвал их имена, однако подал их описание так, что читателям, которые в курсе происходящего, понятно, о ком идет речь.

Пишет шейх аль-Аббад:

«И близко к нововведению экзаменации людей личностями то, что произошло в это время из впадения малой группы приверженцев сунны в смуту джархования и обвинения в нововведенчестве некоторых своих братьев из числа приверженцев сунны. Результатом чего является взаимное бойкотирование, порывание отношений и преграждение другим пути получения пользы от них. И это джархование и обвинение в нововведенчестве с их стороны бывает основано на предположении, что нечто, не являющееся на самом нововведением, является нововведением.

Из примеров этого то, что два великих шейха — Ибн Баз и Ибн Усаймин, да помилует их Аллах — дали фетву определенной группе с дозволением некоего дела, в котором они (два шейха) видели пользу. И из тех, кому не понравилось содержание этих фатв — эта малочисленная группа (занятая джархованием), и они выступили с порочением этой группы (получившей фатвы от шейхов). Но дело на этом не остановилось. Порочение (джархующих) перешло и на тех, кто сотрудничал с этой группой в проведении лекций. Они (джархующие) говорили про таких, что они — мумайи’ (размывающие) саляфитский манхадж. В то время как два великих шейха (Ибн Баз и Ибн Усаймин) проводили лекции через телефон для этой группы (получившей фатвы)(1).

Также к этому относятся предостережения от посещения уроков человека, потому что он не критикует такую-то личность или такую-то группу.

Ведущую роль в этом занятии исполнил один из моих учеников на факультете Шариата в Исламском Университете, который закончил в 1395-1396 г.х.(2) Его место (по успеваемости) было 104 из 119 выпускников. Он не известен занятостью наукой, и я не знаю о наличии у него ни записанных научных уроков, ни написанного большого или малого труда. Основное его занятие: джархование, обвинение в нововведенчестве и предостережение от многих приверженцев сунны, при том, что сам он не достиг и щиколотки некоторых из заджархованных им по причине большой пользы их уроков, лекций, трудов. И не будет конца удивлению разумного человека, если он прослушает его запись, содержащую долгий телефонный разговор между Мединой и Алжиром. В этой записи спрашиваемый отведал мяса многих из приверженцев сунны, а спрашивающий потратил свое имущество не по праву. Число тех, о ком было спрошено в этой записи превысило три десятка человек, среди них и министр, и большой, и малый. Среди них и небольшая группа, положение которой не требует сожаления. И спасся от этой записи только тот, о ком в ней не было спрошено. А некоторые из тех, кто спасся от этой его записи, не спаслись от других его записей, которые есть в интернете.

Его обязанность — воздерживаться от поедания мяса ученых и требующих знание. А обязанность молодежи и требующих знание — не обращать внимания на эти джархи и обвинения в нововведенчестве, которые вредят и не приносят пользы; и заняться полезным знанием, которое оборачивается для них добром и похвальным окончанием в этой жизни и в последней…

…В моем послании «Мягкость ахлю сунна к ахлю сунна» я привел много аятов, хадисов и асаров об удержании языка от порочения приверженцев сунны и особенно обладателей знания из их числа. И все равно оно не понравилось этому джарховщику (джарих). Он сказал, что оно непригодно для распространения и предостерег от него и от распространения его. И нет сомнения, что тот, кто встретит этот джарх и прочтет мое послание, обнаружит, что это постановление в одной долине, а послание — в другой. И что дело обстоит так, как сказал поэт:

«Глаз может отрицать солнечный свет из-за попавшей в него пыли
А рот — вкус приятный воды по причине болезни»…

Соучастниками ученика-джарховщика (в выступлении против послания шейха аль-Аббада) стали трое(3). Двое в Мекке и Медине, они были моими учениками в Исламском Университете. Первый из них закончил университет в 1384-1385 г.х.(4), второй в 1391-1392 г.х.(5) А третий — на юге страны (Саудии)(6). Второй и третий назвали тех, кто распространяет мое послание «Мягкость ахлю сунна» нововведенцами. Это — массовое обобщенное обвинение в нововведенчестве. И я не знаю, знали они или не знали, что его распространяли ученые и требующие знание, которые не описываются нововведением. И я надеюсь получить от них те замечания, на которых они построили это общее обвинение в нововведенчестве, чтобы рассмотреть их».

См. «Маджму’ аль-кутуб уа ар-расаиль» 6/325-330., «Рифкан ахля ас-сунна би ахль ас-сунна» — 2-е изд.

______________________

(1) Таковым является отношение джарховщиков к тем шейхам, которые проводят уроки в помещениях благотворительной организации «Ихья ат-турас», о которой с похвалой отзывались Ибн Баз и Ибн Усаймин, и уроки в которой проводят многие известные ученые.

(2) В это время закончил Университет мединский шейх Фалих аль-Харби, который известен тем, чем описал шейх аль-Аббад первого ученика-джарховщика. Шейх Фалих аль-Харби был товарищем шейха Раби’, его восхвалял шейх Раби’, а окружение шейха Раби’ превозносило шейха Фалиха до степени имама, но до тех пор, пока не начался спор между шейхом Фалихом и самим шейхом Раби’. В результате серии взаимных опровержений шейх Фалих обвинил шейха Раби’ в ирджа и невежестве в науках, в том числе в джархе и та’диле, а для сторонников шейха Раби’ шейх Фалих стал заблудшим хаддадитом.

(3) Пишет в примечании к этим словам шейх аль-Аббад: «Трое, которые стали соучастниками ученика-джарховщика в выступлении против послания «Мягкость» — первый из них упомянул, что у него есть замечания к нему; второй сказал о тех, кто распространяет его, что это или приверженец страстей, или человек беспечный; третий вознес хвалу Аллаху за то, что от приверженцев сунны вышло опровержение на это послание и порицание его, и описал тех, кто раздает его, тем, что это нововведенцы». См. «Маджму’ аль-кутуб уа ар-расаиль» 6/330., «Рифкан ахля ас-сунна би ахль ас-сунна» — 2-е изд.

(4) В это время закончил Исламский Университет шейх Раби’ аль-Мадхали, проживавший на время написания данной работы шейха аль-Аббада в Мекке, и он в одной из записей «упомянул, что у него есть замечания к нему» — т.е. к посланию шейха аль-Аббада.

(5) В это время закончил Исламский Университет шейх Убейд аль-Джабири, проживающий в Медине, и он в одной из записей «сказал о тех, кто распространяет его, что это или приверженец страстей, или человек беспечный».

(6) Шейх с юга Саудовской Аравии, который «вознес хвалу Аллаху за то, что от приверженцев сунны вышло опровержение на это послание и порицание его, и описал тех, кто раздает его, тем, что это — нововведенец» — Ахмад ан-Наджми.

وفي نفس الكتاب الذي موضوعه فتنة التجريح والتحذير منها ذَكَرَ الشيخُ العباد الشيخَ ربيعاً مرة أخرى في سياق ذكره لدور الشيخ فالح الحربي والشيخ عبيد الجابري والشيخ أحمد النجمي في إشعال تلك الفتنة. الشيخ العباد كعادته ما سماهم بأسمائهم لكنه وصفهم بما يُعلم به أنهم هم. قال الشيخ العباد:

«وقريبٌ من بدعة امتحان الناس بالأشخاص ما حصل في هذا الزمان من افتتان فئة قليلة من أهل السنَّة بتجريح بعض إخوانهم من أهل السنة وتبديعهم، وما ترتَّب على ذلك من هجر وتقاطع بينهم وقطع لطريق الإفادة منهم، وذلك التجريح والتبديع منه ما يكون مبنيًّا على ظنِّ ما ليس ببدعة بدعة، ومن أمثلة ذلك أنَّ الشيخين الجليلين عبد العزيز بن باز وابن عثيمين ـ رحمهما الله ـ قد أفتيا جماعة بدخولها في أمر رأيَا المصلحة في ذلك الدخول، ومِمَّن لم يُعجبهم ذلك المفتَى به تلك الفئة القليلة، فعابت تلك الجماعة بذلك، ولَم يقف الأمر عند هذا الحدِّ، بل انتقل العيب إلى مَن يتعاون معها بإلقاء المحاضرات، ووصفه بأنَّه مُميِّع لمنهج السلف، مع أنَّ هذين الشيخين الجليلين كانا يُلقيان المحاضرات على تلك الجماعة عن طريق الهاتف.(1)

ومن ذلك أيضاً حصول التحذير من حضور دروس شخص؛ لأنَّه لا يتكلَّم في فلان الفلاني أو الجماعة الفلانية،

وقد تولَّى كبر ذلك شخص من تلاميذي بكلية الشريعة بالجامعة الإسلامية، تخرَّج منها عام (1395 ـ 1396هـ)(2)، وكان ترتيبه الرابع بعد المائة من دفعته البالغ عددهم (119) خرِّيجاً، وهو غير معروف بالاشتغال بالعلم، ولا أعرف له دروساً علميَّة مسجَّلة، ولا مؤلَّفاً في العلم صغيراً ولا كبيراً، وجلُّ بضاعته التجريح والتبديع والتحذير من كثيرين من أهل السنَّة، لا يبلغ هذا الجارحُ كعبَ بعض مَن جرَحهم لكثرة نفعهم في دروسهم ومحاضراتهم ومؤلفاتهم، ولا ينتهي العجب إذا سمع عاقل شريطاً له يحوي تسجيلاً لمكالمة هاتفية طويلة بين المدينة والجزائر، أكل فيها المسئول لحومَ كثير من أهل السنَّة، وأضاع فيها السائل مالَه بغير حقٍّ، وقد زاد عدد المسئول عنهم في هذا الشريط على ثلاثين شخصاً، فيهم الوزير والكبير والصغير، وفيهم فئة قليلة غير مأسوف عليهم، وقد نجا مِن هذا الشريط مَن لم يُسأل عنه فيه، وبعض الذين نجوا منه لم ينجوا من أشرطة أخرى له، حوتها شبكة المعلومات الإنترنت، والواجب عليه الإمساك عن أكل لحوم العلماء وطلبة العلم، والواجب على الشباب وطلاَّب العلم ألاَّ يلتفتوا إلى تلك التجريحات والتبديعات التي تضرُّ ولا تنفع، وأن يشتغلوا بالعلم النافع الذي يعود عليهم بالخير والعاقبة الحميدة في الدنيا والآخرة…

…وقد أوردتُ في رسالتي (( رفقاً أهل السنَّة بأهل السنَّة )) جملة كبيرة من الآيات والأحاديث والآثار في حفظ اللسان من الوقيعة في أهل السنَّة، ولا سيما أهل العلم منهم، ومع ذلك لَم تُعجب هذا الجارح، ووصفها بأنَّها غير مؤهَّلة للنشر، وحذَّر منها ومن نشرها، ولا شكَّ أنَّ مَن يقف على هذا الجرح ويطَّلع على الرسالة يجد أنَّ هذا الحكم في واد والرسالة في واد آخر، وأنَّ الأمر كما قال الشاعر:
قد تُنكر العينُ ضوء الشمس من رمَد ويُنكر الفمُ طعمَ الماء من سَقَمِ

…وقد شارك التلميذَ الجارحأي: في الطعن في رسالة «رفقا» للشيخ العبادثلاثةٌ(3): اثنان في مكة والمدينة، وهما من تلاميذي في الجامعة الإسلامية بالمدينة، أولهما تخرَّج عام (1384 ـ 1385هـ)(4)، والثاني عام (1391 ـ 1392هـ)(5)، وأمَّا الثالث ففي أقصى جنوب البلاد(6)، وقد وصف الثاني والثالث مَن يُوزِّع الرسالةَ بأنَّه مبتدع، وهو تبديع بالجملة والعموم، ولا أدري هل علموا أو لم يعلموا أنَّه وزَّعها علماء وطلبة علم لا يُوصَفون ببدعة، وآملُ منهم تزويدي بالملاحظات التي بنوا عليها هذا التبديع العام إن وُجدت للنظر فيها».
انظر: «مجموع الكتب والرسائل» 6/ 325 — 330، «رفقا أهل السنة بأهل السنة».

_____________________

(1) هذا موقف غلاة التجريح من المشايخ الذين يزورون جمعية إحياء التراث الإسلامي لإلقاء الدروس والمحاضرات. كثيرون من المشايخ الكبار من السعودية وغيرها يزورونها، أما الغلاة فيجرحون ويبدعون مَن كان مِن هؤلاء المشايخ مِن خارج السعودية وكذا من كان من السعودية لكن ليس له مكانة كبيرة في المجتمع.

(2) تخرج ذاك العام الشيخ فالح الحربي، وهو معروف بما وَصَف به الشيخُ العبادُ التلميذَ الأولَ. وكان الشيخ فالح صديقا للشيخ ربيع، وكان الشيخ ربيع يثني عليه، أما حاشية الشيخ ربيع فكانوا يرفعون الشيخ فالحا إلى درجة الإمامة، وهذا إلى أن وقعت الخصومة بين الشيخ فالح والشيخ ربيع وصار الشيخ فالح يصف الشيخ ربيعا بالإرجاء والجهل في العلوم الإسلامية التي منها الجرح والتعديل. وبالمقابل صار الشيخ فالح في كلام حاشية الشيخ ربيع حداديا ضالا.

(3) كتب الشيخ العباد في التعليق: «الثلاثة الذين شاركوا التلميذَ الجارح في الاعتراض على الرسالة، ذكر أوَّلُهم أنَّ له عليها بعض الملاحظات، ووصف الثاني مَن يوزِّعها بأنَّه صاحب هوى أو مغفَّل، والثالث حمد الله أنَّ أهل السنَّة حصل منهم الرَّد عليها والإنكار لها، ووصف مَن يُوزِّعها بأنَّه مبتدع!!» انظر: «مجموع الكتب والرسائل» 6/330، «رفقا أهل السنة بأهل السنة».

(4) تخرج ذاك العام الشيخ ربيع المدخلي. ووقت صدور رسالة «رفقا» كان يسكن بمكة. وهو قائل في إحدى تسجيلاته «أنَّ له عليها بعض الملاحظات».

(5)  تخرج ذاك العام الشيخ عبيد الجابري ساكن المدينة، وهو في إحدى تسجيلاته «وصف مَن يوزِّعها — أي: رسالة «رفقا» — بأنَّه صاحب هوى أو مغفَّل».

(6) الشيخ في «أقصى جنوب البلاد» — أي: السعودية — هو أحمد النجمي، وهو الذي «حمد الله أنَّ أهل السنَّة حصل منهم الرَّد عليها والإنكار لها، ووصف مَن يُوزِّعها بأنَّه مبتدع».

Последние слова шейха Абдульмухсина аль-Аббада про шейха Раби’ аль-Мадхали, от 1424 г.х, что примерно 2003-2004г.:

Говорит шейх аль-Аббад: «Шейх Раби’ относится к тем, кто занят исламским знанием в это время. Он сделал хороший и даже большой вклад, будучи занятым сунной и написанием трудов. У него хорошие, важные и полезные труды. Однако, в последние времена он занялся тем, чем не должен был заниматься. Ему следовало заниматься тем же, чем он был занят ранее, предаваться усердию в написании полезных работ. Но в последние времена от него вышло то, в чем мы с ним не согласны. Мы просим Великого и Величественного Аллаха, чтобы Он направил нас и его ко всему благому, и чтобы направил всех к тому, конец чего будет похвальным. 
Я не порочу его и не предостерегаю от него, и говорю, что он из числа утвердившихся ученых. И если бы он занялся исламским знанием и проявил усердие в этом, то принес бы много пользы. Раньше его усердие (в исламских науках) было большим нежели сейчас
Я считаю шейха Раби’ одним из тех ученых, к которым стоит прислушиваться, и чья польза велика, однако, слова каждого принимаются и отвергаются. Никто не безошибочен. И мы противоречим ему в некоторых делах, которые происходят более всего в это время, эта смута, которая распространилась и охватила всех, так что требующие знание стали бойкотировать друг друга, пререкаться и враждовать между собой по причине того, что происходит между ним (шейхом Раби’) и другими. Люди разделились на два лагеря. Смута охватила и увлекла людей. Ему (шейху Раби’) и другим следует оставить пребывание в том, в чем произошла смута. Им следует оставить как совершение того, что увеличивает эту смуту, так и пребывание в этом положении. Им следует заняться полезными знаниями, а не тем, из-за чего произошел раскол и разделение. И я прошу у Великого и Величественного Аллаха успеха для всех».
Сл. «Шарх аль-Арба’ин ан-науауия», 18.

الكلام الأخير للشيخ عبد المحسن العباد في الشيخ ربيع المدخلي، وهو من «شرح الأربعين النووية» 18، عام 1424 هـ ، أي 2003-2004 م:

Очень плохоПлохоНормальноХорошоОтлично (10 оценок, среднее: 3,90 из 5)
Загрузка...